Когда родился принц Сиддхартха, пророчеством было предсказано, что он откажется от всего своего огромного наследства и станет великим учителем.
Испугавшись что пророчество сбудется, его отец, раджа одного из индийских княжеств, окружил своего сына заботой и комфортом.
Одним из повелений раджы были очистки городских улиц от больных и немощных людей, вид и разговоры с которыми, могли вынудить Сиддхартха уйти от судьбы наследника княжества.
Но тем не менее, принц был обеспокоен проблемами простолюдинов.
Однажды, на тридцатом году своей жизни, Сиддхартха в сопровождении колесничего Чанны выбрался за пределы дворца. Там он увидел «четыре зрелища», изменившие всю его последующую жизнь: нищего старика, больного человека, разлагающийся труп и отшельника.
Тогда он осознал суровую реальность жизни - что болезни, мучения, старение и смерть неизбежны и ни богатства, ни знатность не могут защитить от них, и что путь самопознания - единственный путь для постижения причин страданий.
Это подвигло его на тридцатом году жизни оставить свой дом, семью и имущество и отправиться на поиски пути для избавления от страданий.
Сегодня мы знаем этого великого человека под именем Будда.
В основе его учения было понятия непостоянства, то, что мы должны прожить свою жизнь, так продуктивно, насколько это возможно и не боятся смерти.
Буддисты обычно трезво смотрят в лицо смерти. Многие из них также спокойно относятся и к трупам. Они делают различие между телом человека, временным пристанищем и его душой - бессмертной сущности, которой уготована вечная настоящая жизнь.
Возможно, потому что мы, иностранцы, ведем гораздо более приземленный образ жизни, находится рядом с мертвыми телами нам очень не комфортно. Как правило они производят на нас либо брезгливое либо омерзительное впечатление. Мы не в состоянии провести различие между земным телом и вечной жизнью.
Многие из нас боятся мертвых тел, но как ни странно, если труп становится все более сложнее идентифицировать, то и стирается возникший к нему ужас.
Мы приходим в ужас, когда видим как работает с недавно умершими людьми патологоанатом, но при этом вполне спокойно можем наблюдать за работой археолога, откопавшего скелет человека из далекого прошлого.
Одна из вещей, которая потрясает и удивляет людей, которым я рассказываю о своем восхождении на Эверест заключается в том, что они думают, что к вершине я поднимаюсь перешагивая через огромное число трупов.
Но почему же эти тела не спустили вниз и не похоронили по канонам буддийской религии? спрашивают они меня.
Но прежде чем ответить на этот вопрос, я собираюсь развенчать популярный медиа - миф о том, что Эверест буквально завален телами погибших альпинистов.
Развенчание этого мифа очень важно, поскольку именно на нем держится доказательство того, что восхождение на Эверест по своей сути не этично. Вы не поверите, но многие люди даже держат злобу на альпинистов, которые поднимаются на Эверест, считая что они начисто лишены совести, что они не остановятся ни перед чем ради достижения вершины Эвереста, и что альпинисты готовы идти к вершине даже по трупам своих товарищей.
Возвращаясь к теме мифа - с уверенностью можно сказать, что Эверест завален телами погибших альпинистов ровно настолько, насколько Антарктида завалена телами погибших первопроходцев эпохи Шеклтона.
Да, верно что на Эвересте за все время восхождений погибли более 200 человек, и что тела подавляющего большинства из них все еще находятся на горе.
Но с другой стороны - Эверест это огромнейшая территория, а большинство тел погибших спрятано в глубинах Северной стены, стены Кангшунг и ледника Кхумбу. Эти "погребения" настолько недоступны, как если бы тела были бы погребены в нескольких сотнях метров под землей. И уж тем более, о них ни один альпинист не спотыкнется и не переступит при восхождении на вершину.
Пожалуй лучшим примером этого является на Северо-Восточном гребне Эвереста в 1924 году.
Некоторые люди полагают, что если альпинисты смогут найти тело Ирвина, то при нем будет и фотокамера, которая может раскрыть столетний секрет Эвереста: были ли на его вершине Ирвин и Мэллори в 1924 году.
Однако, в течении вот уже без малого как 100 лет, альпинисты ищут тело Ирвина на Северном склоне... Для этого используется как визуальный метод, так аэрофотоснимки и спутниковые снимки. Но все поиски оказываются тщетными, и по всей видимости тело Ирвина так никогда и не будет найдено.
На нашем городском кладбище гораздо больше трупов, и лежат они гораздо плотнее.... Конечно ни все скрыты от глаз, но при этом каждое надгробие отмечает эти тела, но есть и такие места, где надгробия нет.... а это значит, что когда я иду с могиде своих родственников, я невольно переступаю или даже наступаю на могилы давно покоящихся других людей.
Итак, давайте перестанем реагировать на бульварные заголовки. Эверест не завален трупами!
За минувшие 100 лет менее 300 человек погибли в этом горном массиве. На Земле есть сотни других мест, в которых были гораздо большие жертвы.
Но что же так шокирует людей когда мы говорим о трупах именно на Эвересте? Пожалуй тот факт что эти тела так и остаются на склоне горы и не вывозятся в долины, где они могли бы быть похороненным в земле.
Так почему так происходит?
Простым ответом на этот вопрос может служить тот факт, что в большинстве случаев провести такую операцию просто напросто невозможно.
Вертолеты не могут работать на большой высоте из-за разряженной атмосферы, а со стороны Тибета их полеты в высокогорье вообще запрещены Китайским правительством!
Даже если человек умер на руках своих товарищей, спуск вниз тела с большой высоты займет всех альпинистов и шерп экспедиции, а в предвершинной зоне даже слаженная работа всей команды может не помочь в спуске.
Большинство альпинистов, ступая выше "зоны смерти" осознают эту тонкую грань между жизнью и смертью. И своей первоочередной задачей они считают свою безопасность а не достижение вершины во что бы то ни стало.
К тому же, специальная операция по вывозу тела погибшего с горы в долину будет стоить не один десяток тысяч долларов семье погибшего, да еще и будет ставить в опасность жизни принимающих в этой операции участие других альпинистов.
Страховка альпинистов, как правило, покрывает работу по поиску и спасению, но эти страховки не работают если проводить операцию по вывозу тела погибшего.
Тела же тех альпинистов, которые погибли, сорвавшись с маршрута, вообще зачастую, недостижимы для спаскоманды, и в таких суровых условиях, эти тела очень быстро замерзают в лед.
Тела же тех альпинистов, которые погибли от истощения, находящиеся рядом с маршрутом восхождения, зачастую находятся на границе поля зрения, или через некоторое время, оказываются на склонах Юго-Западной стены или на Кангшунг со стороны Тибета.
Подобное случилось и с Дэвидом Шарпом, британским альпинистом, который умер на северо-восточном гребне в 2006 году. Его тело было убрано с маршрута восхождения по просьбе его родных.
Подобное случилось и с индийским альпинистом Цэваном Палджором, который умер в 1996 году, но его тело оставалось у всех на виду в нише на северо-восточной части хребта в течение почти 20 лет: но теперь его там нет... судя по всему его убрали с маршрута.
Тем не менее каждый год люди погибают на Эвересте, и в большинстве случаев их тела остаются на горе. Если же Вы предпримете попытку восхождения на вершину и подниметесь на нее, наверняка по пути Вы заметите несколько тел погибших.
Я также проходил рядом с телами погибших, но я не зацикливался на них. Я понимал, что эти несколько тел, лишь малая доля тех погибших, которые остались здесь навсегда за минувшие десятилетия.
Я видел, что некоторые тела лежали на маршруте, они погибли от истощения, и я мог понять, как они погибли, я знал как они страдали и понимал, что не мог позволить себе оставить своих родных и близких с подобным горем.
Обратите пожалуйста внимание на эту фотографию. На ней изображен вид на участок маршрута Эвереста от третьей ступени. Фото сделано с высоты 8600 метров. При ее детальном изучении можно увидеть четыре трупа на склоне Эвереста.
Два тела, лежащие близко к маршруту вероятней всего погибли от истощения. Одно тело находится в 50 метрах ниже, частично покрытое снегом и еще одно свисает с края скального участка. Эти тела были отнесены альпинистами подальше от тропы, что было по своей сути эквивалентом захоронения.
Вообще, на этом участке, у третьей ступени находится большое количество тел погибших, это связано с тем, что отсюда, вершина Эвереста кажется на расстоянии вытянутой руки, и этот обманчивый факт заставляет альпинистов двигаться к вершине не смотря на свое состояние, когда правильным решением было бы повернуть вниз.
Еще раз напомню, что это фото сделано на отметке 8600 метров и лишь около 100 человек в год проходят этот участок, и те, у кого нашлись силы дойти до такой высоты, уже с трудом находят еще сил, что бы бороться за собственное выживание.
Только лишь на этой фотографии я обнаружил тела еще двух погибших альпинистов, ведь на деле, своими глазами я видел на этой ступени лишь двоих...
Но как ни парадоксально это звучит, эти два тела и помогли мне выжить в восхождении
С тех пор я удалил это фото с своего блога, что бы предотвратить неуместные высказывания и разговоры.
Я оставил здесь только версию фото с низким разрешением, что бы было весьма затруднительно различить тела погибших.
Некоторые люди, которые слышат о телах, лежащих на Эвересте, говорят что гора должна быть закрыта для восхождений, в память о тех, кто остался там навсегда.
Я же не совсем понимаю такой подход, но думаю, что такое мнение возникает, когда люди совершенно не знают что такое альпинизм, что такое восхождения на вершины гор.
Альпинисты, которые идут на Эверест понимают и знают о рисках, они сами решили принять этот риск, потому что альпинизм и победы обогащают их жизнь.
Конечно не все считают, что подобный риск стоит награды, но и это выбор каждого альпиниста. Альпинизм и горы - это не то место, где разумно вмешиваться в выбор других.
Я не знаю ни одного альпиниста, который хотел бы что бы гору закрыли для восхождения в память о погибших, о тех, кто рискнул и их риск был выше чем они могли преодолеть.
Возможно было бы легче, если бы люди воспринимали восхождение на Эверест как метафору для жизни. И если Вы хотите прожить жизнь - Вы должны признать, что время от времени Вы будете видеть трупы, поскольку мертвые это часть реальной жизни.
Возможно этот взгляд поможет более трезво оценить ситуацию с Эверестом и понять что означают трупы на склоне горы.
Каждая смерть это трагедия для близких и родных погибшего, но смерть это неизменная часть нашего существования. Смерть сопровождает всех нас на протяжении всей жизни. И когда кто либо умирает, мы можем научиться быть более милосердным и стать лучшим человеком.
На этот перевод статьи распространяется закон об «Авторском праве». Перепечатка материала на другие ресурсы возможна только с разрешения администрации сайта! Спорные вопросы разрешаются в судебном порядке
Можно выделить несколько причин, почему погибших на Эвересте не всегда забирают.
Причина первая: техническая сложность
Путей восхождения на любую гору несколько. Эверест – самая высокая гора мира, 8848 метров над уровнем моря, находится на границе двух государств: Непала и Китая. Со стороны Непала самый неприятный участок расположен внизу – если только стартовую высоту 5300 можно назвать «низом». Это ледопад Кхумбу: гигантский «поток», состоящий из огромных ледяных глыб. Путь пролегает через трещины многометровой глубины по лестницам, положенным вместо мостиков. Ширина лестницы как раз равна ботинку в «кошке» - приспособлении для ходьбы по льду. Если погибший находится со стороны Непала, эвакуировать его через этот отрезок на руках немыслимо. Классический путь восхождения проходит через отрог Эвереста - восьмитысячный хребет Лхоцзе. По пути расположено 7 высотных лагерей, многие из них – просто уступы, на краю которых лепятся палатки. Здесь находится много мертвецов…
В 1997 году на Лхоцзе у участника русской экспедиции Владимира Башкирова от перегрузок начались проблемы с сердцем. Группа состояла из профессиональных альпинистов, они правильно оценили ситуацию и пошли вниз. Но это не помогло: Владимир Башкиров скончался. Его положили в спальный мешок и подвесили на скалу. На одном из перевалов установили в его честь памятную табличку.
При желании можно провести эвакуацию тела, но для этого требуется договориться с пилотами касаемо беспосадочной погрузки, поскольку сесть вертолёту негде. Такой случай был весной 2014 года, когда лавина сошла на группу шерпов, которые прокладывали трассу. Погибло 16 человек. Тех, кого удалось отыскать, вывезли вертолётом, положив тела в спальные мешки. Так же эвакуировали раненых.
Причина вторая: погибший находится в недоступном месте
Гималаи – это вертикальный мир. Здесь если человек сорвался, он летит сотни метров, часто вместе с большим количеством снега или камней. Гималайские лавины обладают невероятной мощью и объёмом. Снег от трения начинает таять. Человек, застигнутый лавиной, должен по возможности совершать плавательные движения, тогда у него есть шанс остаться на поверхности. Если над ним осталось хотя бы десять сантиметров снега – он обречён. Лавина, останавливаясь, смерзается в секунды, образуя невероятно плотную ледяную кору. В том же 1997 году на Аннапурне профессиональные альпинисты Анатолий Букреев и Симоне Моро вместе с оператором Дмитрием Соболевым попали под лавину. Моро протащило порядка километра до базового лагеря, он получил травмы, но остался жив. Букреев и Соболев не найдены. Посвящённая им табличка находится на другом перевале…
Причина третья: зона смерти
По правилам альпинистов, всё, что находится выше 6000 над уровнем моря – это зона смерти. Здесь действует принцип «каждый сам за себя». Отсюда даже пострадавшего или умирающего чаще всего никто вытащить не возьмется. Слишком тяжело даётся каждый вдох, каждое движение. Небольшая перегрузка или нарушение баланса на узком хребте – и сам спаситель окажется в роли жертвы. Хотя чаще всего чтобы спасти человека достаточно просто помочь ему спуститься на ту высоту, к которой у него уже есть акклиматизация. В 2013 году на Эвересте на высоте 6000 метров погиб турист одной из самых крупных и солидных московских туристических фирм. Он всю ночь стонал и мучился, а к утру его не стало.
Противоположный пример – вернее, беспримерная ситуация, произошла в 2007 году в Китае. Пара восходителей: русский гид Максим Богатырёв с американским туристом по имени Энтони Пива шли на семитысячник Музтаг-Ата. Уже поблизости от вершины они увидели засыпанную снегом палатку, из которой кто-то махал им горной палкой. Снегу было по пояс, и копать траншею было адски трудно. В палатке находилось трое совершенно обессилевших корейцев. У них кончился газ, и они не могли ни снег себе растопить, ни еду приготовить. Они даже в туалет уже под себя ходили. Богатырёв привязывал их прямо в спальнике и волок вниз, поодиночке, до базового лагеря. Энтони шёл впереди и тропил дорогу в снегу. Даже один раз подняться с 4000 метров до 7000 – огромная нагрузка, а тут пришлось целых три.
Причина четвёртая: высокая стоимость
Аренда вертолёта порядка 5000 долларов США. Плюс – сложность: посадка скорее всего будет невозможна, соответственно кто-то, и не один, должен подняться, найти тело, подтащить его к тому месту, где вертолёт сможет безопасно зависнуть, и организовать погрузку. Причём никто не сможет дать гарантию в успехе предприятия: в последний момент пилот может обнаружить риск зацепить скалу винтами, или возникнут проблемы с извлечением тела, или вдруг погода испортится и придётся свернуть всю операцию. Даже при благоприятном стечении обстоятельств эвакуация выйдет в районе 15-18 тысяч долларов – не считая других расходов, таких как международный перелёт и авиатранспортировка тела с пересадками. Поскольку прямые рейсы в Катманду разве что по Азии.
Причина пятая: возня со справками
Добавим: международная возня. Многое будет зависеть от уровня бессовестности страховой компании. Нужно доказать, что человек мёртв и остался на горе. Если он покупал тур от фирмы – взять справку о гибели туриста от этой фирмы, а она не заинтересована будет давать такую улику против себя. Собрать документы на родине. Согласовать с посольством Непала или Китая: смотря о какой стороне Эвереста идёт речь. Найти переводчика: китайский язык ещё ладно, а непальский сложный и редкий. При любой неточности в переводе придётся всё начинать сначала.
Получить согласие авиакомпаний. Справки одной страны должны быть действительны в другой. Всё это через переводчиков и нотариусов.
Теоретически можно кремировать тело на месте, но фактически в Китае всё застрянет на попытках доказать что это не уничтожение улик, а в Катманду крематорий находится под открытым небом, и прах сбрасывается в речку Багмати.
Причина шестая: состояние тела
В высотных Гималаях очень сухой воздух. Тело быстро высыхает, мумифицируется. Доставить его целиком вряд ли получится. Да и видеть, во что превратился близкий человек, наверное, мало кому захочется. Для этого нужен не европейский менталитет.
Причина седьмая: он хотел бы там остаться
Речь идёт о людях, которые пешком забирались на высоту полёта дальней авиации, встречали рассветы на пути к вершине, теряли в этом снеговом мире друзей. Трудно себе представить их дух, заключённый между многочисленными могилами тихого кладбища или в ячейку колумбария.
И на фоне всего вышеперечисленного это очень весомый аргумент.
(Bird in Flight публикует фрагментарный пересказ статьи - оригинал можно прочитать на сайте New York Times .)
Мертвец лежит в такой позе, будто присел отдохнуть, упал на спину и замерз. Его почерневшее лицо с выделяющимися на нем белоснежными зубами пугает шерп, и они прикрывают его капюшоном. Сгрудившись вокруг тела, они обсуждают, как спустить его с горы. Времени на долгие раздумья нет: это место недаром называют «мертвой зоной».
…Погибшего звали Готам Гош, и в последний раз его видели живым вечером 21 мая 2016 года. 50-летний полицейский из Калькутты был участником экспедиции, состоявшей из восьми человек: четырех альпинистов из индийского штата Западная Бенгалия и четырех проводников-шерп. Альпинисты почти добрались до вершины, но не рассчитали время и кислород и, в конце концов брошенные гидами, остались здесь на верную смерть. Только одной из четверых, 42-летней Суните Хазре, удалось спастись.
К этому моменту сезон на Эвересте почти закончился. Последние альпинисты, столкнувшись с все еще пристегнутым к протянутой по маршруту веревке трупом, молча огибали неожиданное препятствие. Тело человека, брошенного, очевидно, в тот момент, когда он отчаянно нуждался в помощи, стало немым воплощением их страхов. «Кто ты? - мысленно спрашивали они. - Кто тебя здесь оставил? И придет ли кто-нибудь, чтобы забрать тебя домой?»
народность, живущая в Восточном Непале, Индии и окрестностях Эвереста
«Придет ли кто-нибудь, чтобы забрать тебя домой?» - мысленно спрашивали себя они.
Эверест занимает особое место в коллективном воображении. Сотни людей успешно покоряют эту вершину и возвращаются с вдохновляющими рассказами об упорстве и победах. Другие истории, с трагическим финалом, уже сформировали отдельный жанр в кино и литературе. Но за каждой трагической развязкой начинается новая история
- об отчаянных попытках семьи погибшего вернуть тело домой.…Те четверо индийских альпинистов годами мечтали о покорении Эвереста. На стенах их квартир, на страницах в фейсбуке
- везде были фотографии гор. В этом смысле они ничем не отличались от сотен их единомышленников из разных стран мира. Одно отличие, впрочем, было. Восхождение на Эверест - удовольствие недешевое, и большинство альпинистов - люди обеспеченные; некоторые тратят $100 тысяч, чтобы нанять лучших проводников и гарантировать себе максимальную безопасность. У этой четверки никогда не было таких денег; чтобы заплатить за восхождение, эти люди залезали в долги, распродавали имущество, копили и отказывали себе во всем.Гош делил квартиру с еще восемью членами семьи. 58-летний Пареш Нат, однорукий портной, едва сводил концы с концами. 44-летний водитель-экспедитор Субхас Пол, чтобы заплатить за восхождение, занял денег у отца. Хазра работала медсестрой.
Гора-кладбище
…С 1953 года, когда Тенцинг Норгей и Эдмунд Хиллари впервые покорили Эверест, до вершины добрались более 5 тысяч человек. Еще триста погибли при восхождении. По данным непальских властей, тела двухсот погибших до сих пор остаются на склонах. Среди них - Джордж Мэллори, первый человек, предпринявший попытку восхождения на вершину Эвереста и погибший в 1924 году. Или знаменитый Скотт Фишер, герой множества книг и фильмов, руководитель экспедиции 1996 года «Горное безумие», из которой он так и не вернулся. Некоторые из тел с годами стали для альпинистов жутковатыми, но привычными ориентирами (к примеру, один труп, который называют просто Зеленые Ботинки). Другие сброшены в расщелины (по воле родных, не желающих, чтобы тела их любимых были частью пейзажа, или по приказу непальских властей, опасающихся, что вид мертвецов распугает туристов).
Некоторые из тел с годами стали для альпинистов жутковатыми, но привычными ориентирами (к примеру, один труп, который называют просто Зеленые Ботинки).
Первая розыскная экспедиция из шести шерп была отправлена за телами бенгальских альпинистов уже через несколько дней после их гибели, во время небольшого «окна» между окончанием сезона восхождений и началом летних муссонов. Первым нашли Пола - водителя и по совместительству преподавателя игры на гитаре, проживавшего с женой и 10-летней дочкой в городе Банкура. Потребовалось четыре часа, чтобы извлечь тело из ледяной могилы, и еще двенадцать - чтобы доставить его на базу, откуда его мог бы забрать вертолет. Несколько дней спустя в родном городе Пола состоялись похороны: процессия проводила останки к реке Двардейсвар, где тело было предано огню, а душа, согласно индуистской традиции, наконец освободилась.
На высоте 8 тысяч метров шерпы нашли еще одно тело, в котором легко опознали Ната - однорукого портного. Но доставить его в лагерь уже не успели - надвигался муссон. Не успели они и отыскать тело Гоша. В Калькутте его жена Чандана по-прежнему носила на правой руке красный и белый браслеты, которые в Западной Бенгалии считают символом замужества. Календарь в ее спальне остался открытым на мае 2016-го. «Я все еще верю, что он жив, - говорила она даже спустя несколько месяцев. - Я не вдова. Я замужем за Готамом Гошем. Пока я не увижу его, пока мы не предадим его тело огню, все останется как есть».
Тем временем в городе Дургапур вдова Ната, Сабита, пыталась смириться с потерей. Они с Натом были бедны, даже по индийским меркам, и у нее не было денег доставить тело мужа домой. Поэтому она убедила себя, что супруг предпочел бы остаться на Эвересте: в конце концов, он так мечтал об этом восхождении, и сколько ночей они сидели бок о бок и шили, чтобы заработать денег на осуществление его мечты… Иногда она представляла, что однажды проснется и обнаружит мужа по-прежнему сидящим за швейной машинкой. А их 9-летний сын вел себя так, будто папа просто отправился в длительное путешествие. Такое случается, когда тела погибших остаются на горе: смерть кажется иллюзией, и близкие не имеют возможности, пережив потерю, двигаться дальше.
Хроника трагедии
…20 мая 2016 года Гош, Нат, Пол и Хазра пили чай на территории IV лагеря - это самая высокогорная из альпинистских баз Эвереста (7 920 метров), последняя остановка перед вершиной. До восхождения они не слишком хорошо знали друг друга и объединились в группу не на почве дружбы, а скорее из-за минимального бюджета. Они нашли компанию, которая брала за восхождение $30 тысяч с человека - меньше, чем конкуренты (но и эту сумму каждому из них пришлось копить десять лет). Нетерпение альпинистов усиливало то, что это была уже третья попытка за три года: в прошлом году сезон отменили из-за землетрясения, в позапрошлом - из-за схода лавины. И вот наконец, после нескольких лет ожидания, после долгих недель адаптации в базовом лагере они почти на вершине. Если все пойдет как запланировано, меньше чем через сутки они вернутся в IV лагерь и отправятся домой, где их встретят как героев.
Весь путь от IV лагеря до вершины Эвереста отмечен веревками, протянутыми и укрепленными шерпами в начале сезона. Эти последние 900 метров называют «зоной смерти»; путешествие туда-обратно занимает от 12 до 18 часов. Дольше находиться на такой высоте опасно: из-за непредсказуемой погоды, острой нехватки кислорода, риска получить обморожение. На экстремальных высотах недостаток кислорода может вызвать отек мозга, симптомами которого становятся головная боль, тошнота, чувство полного изнеможения, потеря координации. А еще - нарушения речи, спутанность сознания и галлюцинации. Яркие лучи солнца грозят «снежной слепотой», а минусовая температура в сочетании с ветрами - обморожением. Ощущения обманчивы: вместо холода замерзающие альпинисты иногда чувствуют невыносимый жар и начинают срывать с себя одежду (именно поэтому погибших на склонах Эвереста нередко находят раздетыми). А потому здесь существует неписаное правило, согласно которому все, кто не успел подняться на вершину до полудня, должны повернуть назад.
Последние 900 метров называют «зоной смерти»; путешествие туда-обратно занимает от 12 до 18 часов.
Бенгальские альпинисты явно не укладывались в этот лимит времени, но от предложения вернуться только отмахнулись. «Мы не имеем права применять к туристам силу, - оправдывался шерпа, сопровождавший Пола. - Мы можем только попробовать убедить их». Напуганным шерпам (почти никто из проводников не имел опыта восхождения на вершину) пришлось последовать за клиентами.
Дальше всех дошел Гош. Последняя фотография на его камеру сделана в 13:57. Сохранилось и последнее видео: Гош, в кислородной маске, сдвигает солнцезащитные очки на лоб - становятся видны его покрасневшие глаза, - а потом опускает и маску. «Готам!» - зовет кто-то, он оборачивается на голос и выключает камеру.
Вечером 21 мая американец Том Поллард и его проводник на своем пути к вершине обнаружили сначала двух замерзших и напуганных шерп, а потом и бенгальцев - женщину и пристегнутого к веревке мужчину в желтом костюме, который выглядел еле живым. Но возможностей для спасательной операции у других альпинистов обычно немного: никто не носит с собой запасные кислородные баллоны (берут ровно столько, чтобы хватило для себя), многие и сами находятся в тяжелом физическом и психологическом состоянии и знают, что любая остановка может оказаться для них фатальной. И даже когда возможность есть, люди, ждавшие этого дня годами и заплатившие за восхождение десятки тысяч долларов, не горят желанием поворачивать назад ради незнакомца - тем более без уверенности, что смогут помочь. В общем, Поллард с проводником обсудили ситуацию и продолжили восхождение. Когда они возвращались, женщина исчезла, а мужчина - Гош - был уже мертв.
Сунита Хазра, единственная выжившая из группы, вспоминает: «Я сказала Готаму: нужно идти! Потом я подумала, что если сама начну двигаться, он последует за мной. Но у меня не было сил ни помочь ему, ни даже обернуться, чтобы проверить, идет ли он следом». Она говорит, что и сама бы умерла, если бы не британский альпинист Лесли Биннс: поняв, что женщина, которую он встретил, не доберется до лагеря самостоятельно, он пожертвовал собственным восхождением, чтобы помочь ей. По дороге к лагерю они обнаружили Пола, который тоже едва мог идти. Какое-то время Биннс пытался вести обоих, но понял, что если он хочет спасти хоть кого-нибудь, придется выбирать. Он выбрал Хазру и доставил ее в лагерь.
Люди, ждавшие этого дня годами и заплатившие за восхождение десятки тысяч долларов, не горят желанием поворачивать назад ради незнакомца.
…В ту ночь многие в лагере проснулись от криков, но решили, что шумит кто-то из соседей по стоянке. Проверять никто не пошел. Утром оказалось, что кричал Пол - в каких-то ста метрах от лагеря. Кислород у него закончился больше суток назад. Оказавшийся в лагере врач настоял, что дольше на такой высоте бенгальцы не выдержат, и они, взяв последние кислородные баллоны и не дожидаясь Гоша и Ната, начали спуск.
Но Полу становилось все хуже. Он больше не мог продолжать движение, и Хазра, оставив с ним двух проводников, отправилась дальше одна. Третий проводник сопровождал ее, пока, испугавшись за собственную жизнь, не ушел вперед. Замерзшая, со сломанным запястьем, в сопровождении двух шерп (которые все-таки оставили Пола и догнали ее) она добралась до второго лагеря, откуда ее забрал вертолет.
Ната доставила в лагерь еще одна группа индийских альпинистов, возвращавшихся с вершины, но поздно - на следующий день он умер в палатке. На горе остался только Готам Гош. Как минимум 27 человек перешагнули через него на пути к вершине и обратно за те несколько дней до окончания сезона.
Возвращение домой
…Следующей весной команда шерп, как обычно, готовила маршрут к новому сезону: они натягивали веревки, устанавливали мостки и перила на опасных участках (процесс подготовки занимает несколько недель, и только после этого сезон восхождений объявляют открытым). Тем временем семья Гоша отчаянно добивалась возвращения его тела.
На это у родных Готама было три причины. Первая - эмоциональная: невыносимо было думать, что он лежит там на горе, один, пугающий ориентир для будущих туристов. Вторая - религиозная: согласно индуистской традиции, только кремация умершего освобождает душу и дает ей возможность реинкарнироваться в новое тело. И наконец, финансовая причина: по индийским законам, Гош до сих пор числился пропавшим без вести. Свидетельство о смерти (а с ним и доступ к скромному банковскому счету покойного, и страховку, и пенсию) можно было получить только при наличии тела - или через семь лет после исчезновения.
Семья надеялась, что в новом сезоне правительство финансирует транспортировку тела. Брат и вдова покойного обивали пороги чиновничьих кабинетов, пока не добрались до Маматы Банерджи, главного министра Западной Бенгалии. Не найдя поддержки, они обратились к премьер-министру Индии Нарендре Моди, и благодаря этому региональные власти все-таки решили выделить деньги. Правда, родным об этом до поры до времени не сообщили.
Поэтому семья по-прежнему пыталась решить проблему самостоятельно. Брат и вдова Гоша обратились к известному проводнику, который уже пять раз поднимался на вершину Эвереста. За доставку тела он запросил $40 тысяч - больше, чем стоила сама экспедиция Готама. Члены семьи продали все, что им принадлежало, достали все свои сбережения - денег все равно не хватало, но удалось наскрести хотя бы на аванс. Брат погибшего Дебашиш Гош, не в силах ждать новостей дома, в компании одного из друзей Готама отправился в Катманду, чтобы быть ближе к месту событий.
Как минимум 27 человек перешагнули через него на пути к вершине и обратно за те несколько дней до окончания сезона.
…Тем временем вдова Ната, Сабита, не пыталась связаться с властями, чтобы вернуть тело мужа. Не могла она и нанять проводника: овдовев, она и так едва сводила концы с концами. Она утешала себя мыслью, что муж, влюбленный в горы, и сам предпочел бы остаться там. Супруги никогда не были особенно религиозны, поэтому Сабита даже не пришла на траурную церемонию, устроенную родственниками Ната после подтверждения информации о его смерти. В знак своего вдовства она просто перестала носить на лбу красную бинди, а на запястье - красный и белый браслеты. Их сын за все эти месяцы так и не спросил, жив ли отец, - а у Сабиты не хватало духу сказать ему правду: «Я говорила, что папа построил домик на Эвересте и живет теперь в нем». Но когда в мае 2017-го в соцсетях появились фотографии тела Ната, Сабита поняла, что и сама до этого момента в глубине души надеялась, что муж жив.
…Открылся новый сезон, и сотни альпинистов на пути к вершине и обратно натыкались на тело Гоша, все еще пристегнутое к веревке. Тут наконец вмешалось правительство - трое чиновников из Западной Бенгалии прилетели в Катманду, договорились о возвращении тел и объявили, что власти берут на себя расходы. Непальское министерство туризма настояло, чтобы спуск тел с горы проходил в ночное время и желательно в конце сезона: нельзя же мешать туристическому потоку.
В конце мая операция началась. Одна группа шерп отправилась за телом Гоша, другая - за телом Ната. Обледеневшее тело Гоша кое-как освободили изо льда и стали аккуратно спускать по склону при помощи веревок (оно весило почти 150 килограммов - вдвое больше, чем при жизни). В IV лагере, куда наконец доставили тело, шерпы открыли рюкзак Гоша: кроме видеокамеры там обнаружили флаги Индии, Западной Бенгалии, полицейского департамента Калькутты и альпинистского клуба, в котором много лет состоял погибший, готовясь к главному восхождению в своей жизни. Еще несколько дней потребовалось, чтобы спустить тела обоих альпинистов до II лагеря и дождаться вертолета, который забрал останки.
Неподалеку от места, где нашли тело Гоша, был еще другой труп - по словам одного из шерп, он лежал там уже пять или шесть лет. А еще где-то рядом находилось тело погибшего несколько дней назад доктора из Алабамы. Но их никто не планировал возвращать домой…
Забирать тела погибших альпинистов со склонов самой высокой горы в ближайшее время никто не будет. Экспедиции по вывозу трупов с Эвереста крайне сложны и затратны..
Эверест еще с начала прошлого века является последним пристанищем невыживших скалолазов. По различным данным, навсегда лежать на склонах горы остались тела около 300 альпинистов. Многочисленные экспедиции по вывозу трупов с вершины заканчиваются неудачно.
Эверест останется кладбищем
Эверест Высочайшая вершина земного шара, высотой, по разным данным, от 8844 до 8852 метров. Находится в Гималаях и расположена на границе Непала и Китая (Тибетский автономный район), сама вершина лежит на территории Китая. Имеет форму пирамиды; южный склон более крутой.
У этой горы три названия – тибетское «Джомолунгма», непальское «Сагарматха» и английское «Эверест». Еще в 1852 году стало известно, что это самая высокая точка на планете. Индийский математик и топограф Радханат Сикдар с помощью математических вычислений измерил высоту этой горы. А первое восхождение в 1924 году совершили англичане Джордж Мэллори и Эндрю Ирвин, они и положили смертоносную традицию для покорителей этой вершины.
При спуске оба альпиниста погибли. С тех пор ежегодно Эверест посещают сотни тысяч туристов со всего мира, по данным экологов, ежегодно на склонах горы скапливается около 120 тыс. тонн мусора, кроме этого, сотни трупов погибших альпинистов остаются неопознанными и непогребенными.
«Люди, которые там идут, себя-то контролируют далеко не на 100 процентов, а уж чтобы кого-то выносить оттуда, об этом вообще речь не идет. Но тем не менее такие попытки делаются, и кое-кого из погибших все же удается спустить вниз. Я знаю, что существуют попытки организовать экспедиции по выносу трупов, но не все они заканчиваются удачно. Потому что физические возможности человека на такой высоте весьма ограниченны, а техника там не пройдет», -- рассказала корреспонденту сайт ответственный секретарь Федерации альпинизма России (ФАР) Елена Кузнецова.
В горах гибнут в основном туристы
Увидеть воочию самую высокую вершину мира может не только профессиональный альпинист, но и человек, скопивший приличную сумму денег. Для того чтобы отправиться покорять Эверест, нужно заплатить от €30 тыс. до €65 тыс.
Группа из 10-15 человек во главе с опытным альпинистом отправляется в горы. Проблема заключается в том, что за несколько дней инструктажа невозможно стать профессионалом. Зачастую туристы не рассчитывают своих сил, от пониженного давления и разреженного воздуха у многих не выдерживает сердце.
«Главное -- вовремя повернуть назад. Вот у кого хватает на это ума, хотя не столько ума, сколько психологической выдержки... Там ведь такое состояние, когда неопытный человек от недостатка кислорода перестает себя контролировать. Появляется ложная эйфория, когда человеку кажется, что он все может, вот если перебороть в себе это чувство, оценить реально свое состояние, есть шанс вернуться живым. Ну а есть те, которые идут до конца и погибают», -- рассказала Кузнецова.
По данным Федерации альпинизма России, в ближайшее время с российской стороны никаких экспедиций по спуску тел погибших со склонов Эвереста не предвидится. Это связано с повышенной опасностью и большими финансовыми расходами.
Я не альпинист, но мне сдаёться, что нухно быть "маленько ё@нутым", что бы тратить такое"бабло" на неизвестный исход путешествия (почти как "русская рулетка")...
Как известно, Эверест или Джомолунгма это самая высокая гора нашей планеты, и с каждым годом количество альпинистов и туристов, которые мечтают попасть на ее вершину, только увеличивается.
Теоретически, каждый желающий может попробовать свои силы в покорении самой высокой точки, а вот на практике многие неопытные туристы сталкиваются с тем, что не могут преодолеть расстояние до базового лагеря Эвереста, который находится на высоте 5 200 метров, при высоте Эвереста 8 845 метров над уровнем моря.
В наши дни, если есть деньги, и нет острых проблем со здоровьем, то на вершину может подняться каждый, даже без самой элементарной подготовки. Вопрос в том, стоит ли игра свеч? Тут уже выбор за каждым.
Люди хотят подняться на вершину Эвереста по разным причинам, для одних важен сам процесс восхождения, а для других поставить галочку в списке вещей, которые нужно сделать в жизни. В любом случае это приключение не из дешевых, и не из коротких.
Для того, что бы достигнуть вершины Эвереста понадобиться как минимум $15000 и как минимум 2 месяца. Каждый, кто желает покорить Эверест, подписывает бумагу, в которой указывает, что делает это по собственному желанию, и никто не несет ответственность за возможные последствия.
На сегодня достичь вершины Эвереста можно 3 способами:
Одиночное, или соло восхождение;
Самостоятельное восхождение в составе группы;
Восхождение в составе коммерческой экспедиции.
По дороге на вершину Эвереста
Самым дешевым и комфортным способом является восхождение на Эверест в составе коммерческой экспедиции. Для этого, сперва, нужно попасть в базовый лагерь. Восхождения на Эверест происходят с марта по май и с августа по октябрь. В это время самые благоприятные условия для восхождения.
В случае командного восхождения стоимость восхождения достигает $55 000 , а в случае соло восхождения порядка $85 000. Рассмотрим, сколько стоит подняться на Эверест.
Прежде всего перелет. Для начала нужно добраться в Катманду. Стоимость перелета в одну сторону на одного человека из Киева обойдется в $724, стоимость перелета из Москвы в Катманду обойдется в $573. Виза в Непал обойдется в $75.
Базовый лагерь Эверест
После, из Катманду нужно добраться в Луклу. Стоимость перелета начинается от $250. Следующим затратным пунктом является проживание в Катманду. Проживание в хостеле в сутки, в двухместном отдельном номере обойдется порядка $17, отдельно стоит завтрак $4 с человека. Бюджетно можно прожить в Катманду 5 дней на $150 с человека.
Что касается груза, то у вас его будет немало, включая экипировку, еду, воду, личные вещи. Груз можно транспортировать на автомобиле сразу к базовому лагерю, это обойдется от $2000. Переход к базовому лагерю и перенос груза с помощью носильщиков обойдется от $150 в день, в зависимости от веса.
Эверест маршрут
Также, носильщики и гиды нуждаются в чаевых, в среднем за 7 дней перехода к базовому лагерю стоимость составит от $150 до $700, в зависимости от того, сколько людей вы наймете.
По прибытию нужно пройти регистрацию и оплатить денежный сбор $400. Большую часть затрат составят затраты на снаряжения и экипировку, на команду из 4 человек стоимость составит порядка $20 000 40 000.
Еще одним важным моментом является мобильная связь группы с лагерем и по маршруту в целом, для этого нужно будет нанять специального человека связного, стоимость его услуг порядка $3000.
Палаточный лагерь Эверест
Конечно, в базовом лагере есть медицинское обслуживание, не важно, будете вы им пользоваться или нет, сбор в размере $100 все же придется оплатить.
Обязательно нужно заплатить за само восхождение на Эверест (пермит) $10 000 с человека.
Лагерь на склонах Эвереста
В связи с тем, что на Эверест с каждым годом поднимается или пытается подняться все больше и больше туристов, то, соответственно и мусора тут хоть отбавляй. В определенных кругах Эверест стали называть самой высокогорной свалкой в мире.
Но, местные жители не хотят терпеть такого отношения к священным горам, а поэтому с каждой группы взимается сбор за вывоз мусора, в размере $12 000.
Восхождение на Эверест
Вот только самые основные затраты, которые не удастся избежать. И это только начало, для среднего комфорта и безопасности нужно будет еще потратиться. К примеру, на то, чтобы проложили маршрут через ледопады для группы это обойдется в $2500, дополнительно можно проложить перила по ходу маршрута, это обойдется в $100 с человека.
Так же дополнительно нужно платить за прогноз погоды до $3000. По ходу маршрута нужно устанавливать лагеря для ночевки, как минимум 5, как минимум это обойдется в $9000 на троих.
Конечно, группе нужно чем-то питаться и кто-то должен готовить еду на всех, для этого часто нанимают отдельно повара и помощника повара, стоимость их услуг за 6 недель составляет $5000.
Есть и комплекс услуг при подъеме, в который входит самый минимум, стоимость его $8000, это только восхождение, в которое входит:
Аренда кислородных баллонов;
Аренда кислородных масок;
Аренда кислородного регулятора;
Работа помощников.
Без кислородных баллонов восхождение также возможно, но оно достаточно сложное и не каждый организм может его выдержать. Из-за нехватки кислорода у многих начинаются галлюцинации. Восхождение на Эверест это не только физическое испытание, скорее всего в первую очередь это моральное испытание.
Последние несколько метров до вершины мира
Прежде чем отправляться задайте себе несколько вопросов: готовы ли вы жить 2-3 месяца в палатках, практически в спартанских условиях, готовы вы переносить изменение температуры в сутки от + 45 градусов до 45 градусов, готовы ли вы к постоянному движению вперед и вверх и к многим трудностям и непредвиденным ситуациям на пути?
В случае восхождения помощников, носильщиков (шерпов) на вершину Эвереста им так же придется доплатить от $250 до $2000. Следует позаботиться и о дополнительных возможных затратах:
А) личные расходы порядка $15000;
Б) чаевые порядка $2000;
В) вызов спасателей на склоны до $7000;
Г) услуги связи порядка $1000.
Конечно, почитав все это и подсчитав стоимость, желание может перейти на второй план, но, по мнению тех, кто уже побывал на вершине Эвереста это совсем небольшая плата за то, что вы ощутите, находясь там.
Мало того, это необыкновенный жизненный опыт, который не купишь не за какие деньги мира. Хорошим стимулом может стать тот факт, что за время покорения Эвереста вес тела человека уменьшается от 10 до 15 килограмм.
Подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что покорить самую высокую точку планеты может каждый, для этого нужно желание и деньги, причем и того и другого должно быть в большом количестве.