Этот вопрос мне приходится слышать довольно часто. И отвечать я на него обычно стараюсь уклончиво, потому что НОРМАЛЬНОЕ тело, подвижное, без лишних жировых отложений, способное наклониться, подняться и тд - это всего лишь следствие НОРМАЛЬНОЙ работы ума, который выбирает для себя НОРМАЛЬНЫЙ образ жизни с НОРМАЛЬНЫМИ нагрузками. Всё должно быть всего лишь в равновесии, а равновесие телесное берётся из равновесия умственного.
Тем не менее, йогическая практика может быть весьма жёсткой. И бывают случаи когда сидеть, блаженно сложив руки на животе, и ждать, пока ум уравновеситься - бывает недостаточно для этого самого уравновешивания. Бывает так, что у человека жизнь тяжёлая, и заниматься потому ему нужно тяжелее, нужно двигаться, потеть и меняться, чтобы и жизнь свою поменять.
Два с половиной года назад, когда состоялась наша первая тренировка с Ольгой, я испытал чувство, которое ожидалось от меня меньше всего, и чувство, которое не стоит испытывать ни при каких отношениях, даже тренерских - жалость. Она очень старалась, но обыкновенное дневное занятие для группы нулевого уровня, длившееся полтора часа, далось ей невероятно тяжело. Олька пыталась произвести впечатление, смеялась и острила всё занятие, но я же видел, насколько трудно и больно ей было. И она сама это понимала. Более того, в тот момент Олину спину скрутило до такой степени, что она не могла толком смотреть прямо, а только направо: это сейчас звучит как хохма, но она даже так умудрялась водить машину, сидя как-то боком. При этом она не могла усидеть на месте, потому что казалось, что всё хорошее непременно находится где-то в таком месте, куда нужно добраться, не рядом. Нужно было что-то с этим делать.
Стало ясно, что тут поможет только жёсткая "перезагрузка". Именно на физическом уровне. Мы начали заниматься и я был поражен результатами.
Жесткая (я бы сказал даже жестокая) практика нам была нужна на том этапе, для того, чтобы "перепрошить" этот ум прежде всего.
Это было лирическое отступление на тему изначальной мотивации для освоения этих трудных силовых элементов.
Для кого-то такая йога и впрямь может стать ключом к фигуре мечты. Я не спорю. Это тоже будет.
Сегодня у нас было индвидуальное занятие, протяжённостью час, высокого (как для Ольги) урваня сложности. Во время занятия я фиксировал некоторые моменты.
Стойку на руках тем, в ком я уверен, предлагаю делать иногда в самом начале занятия. Для отработки навыков, необходимых для освоения этой трудной асаны, начало занятия, когда тело еще расслаблено после дыхательных упражнений и одновременно полно сил - оптимальное время.
Как я уже говорил ранее - пробуйте сразу посреди зала. Главное - никаких резких движений. Все плавно, легко.
Эти балансы не такие уж и трудные, когда поймешь, как правильно дышать, расслабляя всё ненужное и сохранять равновесие. Нужны тренированные запястья. При дискомфорте советую использовать повязку из эластичного бинта. Не совсем "йоговская" экипировка, но так надёжнее.
Бакасана, хоть и считается самым простым балансом на руках, имеет свои разновидности. В частности, есть "высокая" Бакасана, которая делается на прямых руках. Это труднее.
В этой позе, на первый взгляд, нет ничего трудного. Но это статика и выдержать так определенный промежуток времени - задача не из простых.
То же можно сказать и про Гарудасану:
Про могучие спортивные свойства Дандаяманы Дханурасаны я говорил ранее. Постойте так по 1 минуте. Всего лишь 60 секунд, но они могут показаться очень длинными.
Такой вариант Триконасаны, где рука не касается пола, тоже не из простых, когда речь заходит о статике в 30 и более секунд.
Чтобы немного отдохнуть и взбодриться, предлагаю прогибы:
И обязательная компенсация:
Тоже хорошие позы. Главное, результат наступает быстро - просто постоять подышать так. И, в общем, больше никаких тренажёров не нужно.
И в самом конце, перед финальной Шавасной происходит что-то шокирующе трудное:
Это одна из самых неудобных поз для стояния, откровенно говоря.
И последний штрих - немного потянули ноги. Когда они так хорошо разгореты - грех не не потянуть.
Словом, насколько это может быть труднее или интереснее качалки, судить не нам. Но альтернативный способ, в общем, существует. Тут главное что кому ближе, приятнее, доступнее.
Я же, конечно, как всегда считаю, что главное вообще - работа с умом:)
Здравствуйте, дорогой мой читатель, добро пожаловать в реальность йоги, и реальность эта включает в себя много большее, чем просто видимый физический мир, воспринимаемый органами чувств, физическое тело с его гениальнейшей системой жизнеобеспечения. Реальность йоги охватывает множество уровней человеческого бытия, на которых нам ещё только предстоит стать хотя бы чуть-чуть осознаннее. Вот для этой великой цели и поговорим сегодня о строении всей структуры тел человека, о назначении эфирного, астрального, ментального и каузального тела, о том как они влияют друг на друга и что нужно, чтобы они все были здоровы, а мы счастливы.
Семь тел человека.
Люди часто думают, что они – это тело с руками, ногами, головой и всеми остальными видимыми и изучаемыми медициной органами. Однако же, на самом деле любой человек, даже если не осознает этого, имеет кроме физического тела, ещё несколько других. Причём все эти тела тесно взаимосвязаны и сильно влияют друг на друга.
В классической йоге и изотерике рассматривают семь тел:
1) Физическое тело , с которым мы все более или менее знакомы, которое активно изучает современная наука, и которое позволяет душе проявляться и действовать в видимом физическом мире.
2) Эфирное тело. Всё есть энергия, и даже физическое тело является просто максимально (из всех остальных тел) уплотнённой энергией. Эфирное тело является менее уплотнённым и поэтому физическими глазами его не видно, потрогать руками нельзя, в общем для органов чувств не доказуемо. Те кто развили более тонкое зрение, способны видеть ауры, как раз таки эфирное тело и видят. В принципе видеть его не так важно, важно понимать, что физическое тело является следствием эфирного и следовательно если в эфирном теле есть какие-либо нарушения и блоки, то физическое тоже будет болеть. Эфирное тело часто называют энергетическим.
3) Астральное тело. Все наши эмоции, и чувства возможны только потому, что у нас есть астральный уровень бытия и астральные тела. Это ещё более тонкий, чем эфирный пласт реальности, который так же является огромнейшим по масштабам (если сравнивать с физическим) многослойным миром, в который человек попадает после смерти физического тела. Высшие слои астрального мира – это рай, низшие слои – это ад. Тому, кто хоть сколько-нибудь стремится исполнять, бояться нечего:)
Сейчас главное понять и запомнить, что каждая наша эмоция и тем более все наши чувства (более долгое и стабильное проявление), оказывают на астральное тело сильное влияние, а это тело тесно связано с эфирным телом, и если чувства неспокойные, злые, напряженные, давящие, сжимающие и ограничивающие (позитивные чувства радости и доброты расширяют сознание, их приятно испытывать, негативные чувства наоборот сужают и ограничивают), то это как раз таки и вызовет блокировку в каналах эфирного тела, следствием чего будет болезнь физического тела.
4) Ментальное тело. Тело мысли.
Любая мысль приходит к человеку именно из мира идей – ментального мира. Это так же невероятнейший по масштабам пласт реальности, ещё более тонкий, чем астральный. До него даже после смерти мало кто добирается, потому что большинство после астрального мира сразу опять рождаются в новых телах в физическом мире. Но при этом ментальный план всегда имеет к каждому из нас непосредственное отношение: к нам постоянно приходят какие-то мысли, все наши эмоциональные и чувственные состояния сопровождаются мыслительным процессом и связь между мыслями и чувствами очевидна!
Любое чувство – эта определённой высоты энергия, которая естественно притягивает в ум человека, такой же частоты мысль. И позволяя этим мыслям развиваться человек может усилить чувство или, если не позволяет развиваться мыслям, переключает их на другую тему, то может полностью переключиться на другую волну чувств. Так работают . Даже если в данный момент, на первый план вышла негативная эмоция, сопровождаемая недобрыми мыслями, очень мудро будет утверждать например: «Я всегда спокоен и доброжелателен» . Хорошо ещё постараться почувствовать себя именно спокойным и доброжелательным (можно перенестись в воспоминаниях в какой-то приятный момент). В общем, чем быстрее человек себя выведет из негативного состояния, тем лучше будет всем его телам, включая физическое. Выход из стресса через алкоголь или более сильные интоксиканты настоящими йогами не одобряется.
5) Каузальное тело. Причинное тело.
Наши мысли, эмоции и чувства в прошлом стали причинами тех действий, условий, мыслей, чувств, которые проявляются в настоящем, в этот момент, в этот день. Для всего в нашей жизни имеется, порожденная нами . И семена этих причин хранятся в каузальном теле. Все характеристики человеческой личности: насколько человек добр, насколько жаден, в благоприятных ли условиях родился, одинок или же встретил подходящего супруга, будет ли у него работа по душе, будет ли он болеть, случится ли с ним несчастный случай или же он проживёт долгую, здоровую жизнь – всё это определяется причинами заложенными в каузальном теле. Те причинно-следственные связи которые ещё не проявились, а только ждут своей очереди, называются самскарами – семенами кармы. Во многом йога занимается именно работой с кармой и сжиганием самскар, так как то семя которое обожжено огнём медитации, огнём высшей осознанности уже не сможет прорасти. как раз прежде всего для этого и предназначена. В какой-то степени на каузальное тело можно влиять мыслями и чувствами, но количество семян в нём настолько обширно, что те у кого интуиция посильнее осознают — такую работу можно выполнить только самым эффективным методом. Самая серьёзная причина, которая мешает осознать свою истинную Божественную природу, так же во многом храниться в каузальном теле. Человек забыл что он – это Высшее Я, забыл свою истинную , и это является причиной, по которой из воплощения в воплощение люди рождаются со вновь и вновь повторяющейся амнезией на счёт неё. То есть всё идёт по круга – причина созданная в прошлом. Влияет на настоящее, проецируя туже причину, которая в дальнейшем повлияет на будущее, где так же будет такая же причина. В подобной западне люди находятся тысячелетиями. Тела меняются, внешние условия кажутся отличными, а по сути всё примерно такое же. Без серьезной йоги и из этого замкнутого круга не выбраться.
6) Тело души. Духовное тело. Когда Безграничное Существование, Безграничное сознание, Безграничное Блаженство (Сат Чит Ананда, чем мы и являемся на самом деле), решило создать этот мир, со всеми его пластами и телами, то первым покрывалом стало духовное тело, которое позволило отделить от целостности, различные души. Эти души, созданные по образу и подобию Сат Чит Ананды, совершенны, чисты, знают свои истинную природу и всё у них (у нас настоящих) хорошо…
Вот когда мы осознаем себя как душу, тогда у нас всё действительно хорошо. Именно с этого уровня, вся жизнь выгладит как забавная игра, осуществляемая через пять нижестоящих тел, и именно на этот уровень осознанности йог стремиться выйти. Пока человек не достиг осознанности на этом уровне он является марионеткой кармы, самскар, на него влияет ближайшее окружение, настроение, погода, … а когда достиг…Он может влиять на всё. Святые и великие йоги это те кто достигли.
7) Тело Духа . Если душа наигралась в созданных Творцом мирах, она может захотеть растворить и последнее своё тело, и тогда она погрузиться в Дух, из которого и была создана. Возможно существуют некие отличия между этим телом и Сат Чит Анандой, даже если и так, то это всё равно что сравнивать высоту Эльбруса и Эвереста, находясь у подножия. Путь в верх один…и это точно он. И теория по нему пройти не поможет, все вышеперечисленные тела нужно осознать не теоретически, а на своём опыте. .
Состояние осознанности на уровне Духовного тела в йоге называется
В общем, градация тел, их названия и даже количество, может несколько отличаться в зависимости от автора, а вот суть везде такая, как я описала.
Выводы следующие:
- Самое главное что нужно делать — это работать над и поскорее наладить связь с телом души, осознать себя душами и играть на всех планах осознанно, выйдя из позорного состояния марионеток эмоций, мыслей и действий прошлого.
- Пока полного осознания себя как души не имеется, нужно внимательно следить за мыслями и чувствами, согласно – твёрдо с огромной решимостью работать над всеми привычками мешающими
Проще всего это делается в медитации.
Мой дорогой читатель, медитируйте и будьте счастливы.
«Когда разум обуздал майю (иллюзию),
Когда твое «я» стало неподвижным и устойчивым,
Когда чувства, наконец, умолкли, и разум сбросил с себя эти оковы,
Тогда «я» и «ты» — уже одно и то же…»
Ади Шанкарачарья
(Йогатаравали)
Предварительная цель Нидры — расслабить тело и ум. Вторая цель — отделить себя от тела и ума. Мы постоянно отождествляем себя с телом и умом, которые доставляют нам столько беспокойств, напряжений, стрессов и огорчений. Однако, ночью, когда человек погружается в глубокий сон, его отделение от тела и ума происходит автоматически: вас зовут — вы не слышите, к вам подходят вплотную — вы не видите, дурной запах вас не беспокоит, во сне вы забываете свое имя, вы выключены из внешней жизни, вас нет наяву. Точно так же вы отсутствуете, когда погружаетесь в глубокую релаксацию Йога Нидры, но здесь вам необходимо сознательно отделить себя от тела и ума.
5 кош
В то время, как современные психологи различают 3 слоя в природе человеческого ума (сознание, подсознание и бессознательное), мы, опираясь на учение Веданты и философию Йоги, в человеческой личности обнаруживаем грубую, тонкую и причинную сущности, которые подразделяются на 5 кош (или форм) — от самых грубых до самых тонких проявлений жизни:
- — кровь, кости, жир, кожа, то есть пастбище чувств, самый грубый уровень проявления.
- — глубоко скрытая энергетическая сеть, в которой циркулирует прана (жизненная сила или протоплазма).
- — активность ума.
- Вигъянамайя коша (астральное или душевное тело) — сфера нашей индивидуальной личности, проявляемая на астральном уровне, во время сна, то есть различные психические феномены.
- — трансцендентальная сфера человеческой личности, освобожденная от привязанности и отвращения. Состояние очень важное, но трудно объяснимое.
Слово «ананда» часто неверно истолковывается, как «праздник», «радость» или «блаженство», потому что это действительно особое состояние, когда не осознаются радость-горе, удовольствие-страдание, бедность-богатство и т.п. И все же в этом состоянии человек испытывает всеобщее осознание, известное как анандамайя. У обычного человека боль или удовольствие вызывают беспокойство, ум его выходит из равновесия. Это означает, что боль или удовольствие являются пробным камнем, испытанием для человека, но в анандамайе человек не испытывает ничего подобного, потому что его сознание трансформировано и он превзошел прошлые переживания. Йога Нидра в конечной фазе приводит именно к этому состоянию, когда вибрации бессознательного уже не способны к модификациям и абсолютное бессознательное проявляется, как блаженное тело анандамайи.
Таблица: 5 кош представляют 3 модификации психических явлений
Коша, или форма тела | Психические явления | Физиологическое состояние | Опыт, как переживание |
---|---|---|---|
Аннамайя коша (питающее тело) | Сознание | Бодрствование | Осознание физического тела |
Пранамайя коша (энергетическое тело) | Сознание | Бодрствование | Осознание физических функций (пищеварение, кровообращение и др.) |
Маномайя коша (ментальное тело) | Подсознание | Сон и сновидения | Осознание ментально-чувственных процессов |
Вигьянамайя коша (астральное тело) | Подсознание | Сон и сновидения | Осознание психических и причинных явлений |
Анандамайя коша (блаженное тело) | Сфера бессознательного | Глубокий сон без сновидений | Осознание неразличающее. Сверхсознание |
Опыт тонких тел
По мере того, как затухает интерес к грубым кошам, начинают пробуждаться тонкие коши. Если грубые тела (коши) состоят из физических органов (легкие, сердце, кишечник и др.), в которых происходят физиологические процессы дыхания, циркуляции крови и пищеварения, тонкие тела также имеют свою структуру и характеристики. В разветвленной системе нади и чакр (психических центров) циркулируют пранические и психические энергии, которые формируют энергетическую инфраструктуру, обуславливающую физическое тело. Слово «нади» переводится, как «течение, поток, проход или канал». Йогические тексты насчитывают более 72000 нади, из которых 3 являются важнейшими: ида, пингала и сушумна. Они функционируют внутри позвоночного столба: ида управляет левой стороной и контролирует ментальную энергию (манас шакти ), весь диапазон умственных и психических возможностей человека; пингала нади отвечает за правую сторону, управляя витальной энергией (прана шакти ), от которой зависит состояние физического тела и всех процессов, протекающих в нем; сушумна – важнейшее нади — начинает функционировать в среднем проходе позвоночного столба, если у человека пробуждается активный интерес к духовной жизни. Йогические тексты говорят о сушумне, как о спящей скрытой силе, которая управляет духовной энергией (атма шакти ). Ида, пингала и сушумна берут свое начало в муладхаре, психическом центре, расположенном у основания позвоночника в области промежности. Здесь обитает созидательная энергия, которая как бы мгновенно извергается отсюда в момент своего пробуждения, формируя самосознание человека. Эта сила символизирует змею кундалини шакти , спящую и свернутую в 3,5 кольца. В мужском теле муладхара чакра расположена в области промежности между мочевыводящим каналом и прямой кишкой, а в женском — в шейке матки. Ида и пингала начинаются из 2-х точек муладхара чакры и затем поднимаются вверх, пересекая друг друга по центральной и позвоночника в 4-х промежуточных чакрах и, наконец, встречаются в аджна-чакре («третий глаз»), на вершине позвочного столба, позади межбровного центра. 4 промежуточные чакры — это: свадхиштхана (в районе копчика), манипура (позади пупка), анахата (в центре груди, позади сердца), вишуддха (в области глотки).
Сушумна-нади — прямая магистраль между муладхарой и аджной, своеобразная лестница, соединяющая землю с небесами. В отличие от иды и пингалы, которые функционируют в каждом из нас, канал сушумны и духовную энергию необходимо пробудить. Эти «тесные врата», «узкая тропа» и «лезвие бритвы» способна пробудить Йога. Такое пробуждение является самым важным событием в жизни человека.
Проникновение в бессознательное
Если человек осознает свое физическое тело, он может осознать и остальные свои тела — праническое, ментальное, психическое и бессознательное. Такой процесс расширения сознания предлагает вам Йога Нидра. Когда вы погружаетесь в глубины своей сущности во время занятий Йога Нидрой, вы не можете не заметить различные уровни постижения.
Поначалу сфера сознающего ума ограничена диапазоном между физической и пранической средой, но если сознание проникнет дальше, в область между пранической и ментальной сферами, это будет означать, что вы вошли в царство сна и подсознания таким образом, что нить осознания не прервалась, хотя все ваши чувства, кроме слуха, отвлечены. Тут происходит проникновение сознания в самого себя или процесс формирования самосознания, постижение феноменов ума, сна и сновидений, а также обострения памяти. Дальнейший переход от ментального к психическому осознанию мобилизует весь астральный и психический опыт, практикующий начинает воспринимать более возвышенные импульсы и созерцать иные перспективы. Именно на этом уровне происходят такие явления, как астральные проекции и выход тела в астрал.
Хотя Йога Нидра выявляет и развивает подобные способности, они вовсе не являются целью Йога Нидры. Скорее, это всего лишь побочные эффекты. Однако, нет никаких запретов или ограничений, — с духовной точки зрения все это несущественно и подобные астральные феномены способны очаровать нас, как очаровывает ребенка новая игрушка… При свете восходящей зари самореализации все это вскоре тускнеет и исчезает, как исчезают мерцающие звезды при восходе лучезарного светила.
Источник окончательного снижения интереса к астральным феноменам лежит в сфере перехода от психического к гомогенному (однородному) осознанию, когда обнажается сфера бессознательного, где нет места умственным колебаниям и представлениям, где все пронизано всепоглощающим ритмом бессознательно-сверхсознательной Вселенной, которая царит, не ограниченная ни пространством, ни временем, ни индивидуальными свойствами любой личности.
Высшая цель Йога Нидры достигнута — сияющее бессознательное обнаружено при помощи сверкающего сверхсознания.
Йога как спорт возникла относительно недавно, но уже стала одним из самых модных увлечений. Высокий процент практикующих посещает йога-классы ради физических упражнений (в йоговой практике - «асаны»), не проявляя интереса к самой сути йоги. Дело в том, что польза йоги не только в совершенствовании тела, но и в духовном развитии. Это подтверждают многолетние исследования ее влияния на человеческий организм. На Востоке это все равно что религия (образ жизни, восприятие мира и т. д.). Но есть и те, кто относится к йоге со скептицизмом, сравнивая ее с сектантскими учениями. Возможно, факты, приведенные в этой статье, смогут кого-то подтолкнуть к изучению древней науки и помогут изменить свое отношение к ней.Чего ждать от регулярных занятий? В чем ее отличие от обычной тренировки в спортзале? Какую пользу для тела и души она принесет? Какой вред йоги возможен для организма или его все-таки нет?
Смотрите сами.
Что такое и откуда
Знакомство с йогой начинайте с изучения истории ее возникновения. Ни в одном источнике мы не найдем конкретной даты, когда человек впервые стал проповедовать йогу. Это точно случилось до нашей эры (в священных текстах указывают 1500-е годы). Тогда же впервые упоминается о медитативных практиках, затрагиваются главные постулаты и изображают людей, сидящих в позе лотоса.
Сегодня любой инструктор расскажет, что йога - это совокупность статичных физических упражнений и духовных практик, таких как медитация. Что еще мы знаем? Зародилась в Индии. Никакой конкретики… Все знания нужно добывать самим! Упражнения - асаны - оказывают огромное влияние на эмоциональное состояние человека, делают тело сильным, а организм устойчивым к самым разным заболеваниям и даже продлевают жизнь.
Направлений в йоге несколько: , бикрам-йога (менее известное направление в России, постепенно набирающее популярность), с использованием гамаков, . Отдельно можно выделить пилатес - систему физических упражнений, способствующих восстановлению организма после перенесенных болезней и операций, подходящую для регулярной практики в любом возрасте (менее динамичная, не требующая спецподготовки). В предыдущих статьях уже давались рекомендации о том, как выбрать класс для занятий. Главный принцип - метод проб.
Люди, однажды заболевшие йогой, прекрасно понимают, что для ее изучения необходимо пройти несколько этапов. В аштанге это 8 ступеней:
- Яма - этические правила, которые необходимо соблюдать каждый день. На этом этапе важно понять, как живут настоящие мастера. Яма приравнивается к нашим христианским заповедям: «не укради», «не убий» и т. д. В основном это непричинение вреда, неприсвоение чужого и воздержание (от беспорядочных половых связей, дурных привычек и др.).
- Нияма - это духовное развитие (а также почитание богов).
- Асаны - физический аспект - регулярное выполнение упражнений.
- Пранаяма - работа с дыханием, достижение оптимального состояния с помощью дыхания (борьба со стрессом, нервозностью, страхами и пр.).
- Пратьяхара – осознанность, концентрация, способность смотреть вглубь себя.
- Дхарана - полное абстрагирование от внешнего мира, повышенная концентрация, внимание на одной точке.
- Дхьяна - медитативное, измененное состояние ума (способность полностью отключиться от внешнего мира, чтобы достичь просветления - последней ступени).
- - состояние души, при котором «все невозможное становится возможным», прозрение и мудрость.
Что же заставляет людей в уже не молодом возрасте осваивать сложные позы, впервые садиться на шпагат и разучивать мантры - молитвы, в каждом звуке которых заложен священный смысл (сильное оружие для исполнения желаний, исцеления, успокоения души)?
Этому есть много причин:
- самый быстрый и эффективный способ стать гибким и выносливым (существует немало силовых упражнений);
- улучшение здоровья - укрепление позвоночника, шейного отдела и мышц спины. Стабилизация работы сердечно-сосудистой системы, нормализация давления, снятие напряжения в плечах, пояснице, ногах. Помощь в очищении организма, укреплении нервной системы;
- грамотный подход к снижению веса;
- разнообразие физических упражнений и готовых программ;
- возможность заниматься самостоятельно в домашней обстановке.
Какая еще возможна польза от занятий и способны ли они навредить организму, - в следующем разделе.
О пользе для здоровья
Любой фанатик, занимающийся йогой по 1,5–2 часа несколько раз в неделю, назовет тысячу и одну причину посвятить жизнь изучению этой практики. Но даже если мы не собираемся бросать все и сбегать в Тибет постигать тайны человеческого существования, полезно узнать, ради чего мы потеем в зале и заворачиваемся в узлы не хуже тибетского монаха.
Итак, йоговая практика:
- Делает нас гибкими, а мышцы эластичными. Попробуйте поставить цель - сесть на шпагат за 2–3 месяца. Сложная и кропотливая работа, но это реально! Если вы когда-то занимались гимнастикой, мышцы легко вспомнят, как тянуться. Поэтому наблюдаем, как 50-60-летние дамы складываются в запутанные асаны и выглядят при этом молодыми и энергичными.
- Помогает снизить массу тела. Извечная проблема, которая волнует женщин любого возраста. Динамичная и силовая йога улучшает обмен веществ и ускоряет процесс похудения, а также помогает надолго закрепить этот эффект. В современных фитнес-клубах есть даже занятия - йога для похудения.
- Формирует королевскую осанку - борется с искривлениями позвоночника, укрепляет поддерживающие мышцы спины.
- Предотвращает ломкость костей - на первоначальных этапах останавливает развитие остеопороза, артроза и т. д. Это проблема не только людей пожилого возраста. Статистика обращений молодых людей (к примеру, серьезно занимающихся спортом) к врачам-ортопедам, хирургам удручающая.
- Уменьшает риски развития некоторых болезней. Об этом уже упоминалось в этой статье, но перечислим еще раз: нормализует давление, работу сердечно-сосудистой системы, органов ЖКТ, лимфатической и иммунной системы, регулирует кровообращение, препятствует развитию сахарного диабета.
- Контролирует выработку гормонов стресса. Гормон кортизол при физических и умственных нагрузках вырабатывается усилиями надпочечников. Йогические упражнения помогают обмануть мозг, успокоить нервную систему, сконцентрироваться на настоящем моменте.
- Учит управлять своим телом - чего только стоит балансировка в стойке на руках. В результате движения более четкие, уверенные.
- Не исключает развитие запредельных способностей. Известны случаи, когда йоги становились целителями, экстрасенсами, умели владеть своим разумом. Некоторые были способны выживать в адских условиях без воды и еды в течение нескольких дней.
- Становится прекрасным обезболивающим. Практика медитации помогает заглушить боль женского недомогания, боли в спине, пояснице, шейном отделе и т. д.
- Делает более уверенным в себе, выводит из депрессивного состояния. Образ жизни через какое-то время обязательно меняется (при условии, что отношения с йогой у вас серьезные и долгосрочные), становится проще справиться с дурными привычками, осознать истинное предназначение.
- Делает бодрыми и энергичными. Даже если за окном вторую неделю льет дождь, настоящий йог знает, что это не повод ходить угрюмым и недовольным. Йога учит оптимистично смотреть на все вокруг. Аюрведа, которая является частью науки йоги, дает советы по правильному питанию, и это помогает сохранить энергию без допинга (кофе, сигарет, энергетиков).
- Помогает стать более открытым и контактным. Принцип «служить другим» не позволит отказать кому-то в помощи. Люди, занимающиеся йогой, воспринимаются как яркое солнышко, к которому хочется тянуться.
Столько аргументов «за», что невозможно вообразить, что йога может быть вредна. Так какой вред для здоровья может причинить йога?
О вреде для здоровья
Как и любая физическая нагрузка, йога противопоказана в конкретных случаях. Это могут быть серьезные проблемы со здоровьем, исключающие занятия спортом в принципе.
Йога - травматичный и иногда опасный вид спорта. Если попытаться прыгнуть с места в карьер и на втором занятии встать на голову без опоры, все закончится печально.
Иногда на семинары по йоге приходит неимоверное количество людей. В душном и тесном пространстве несложно кого-то задеть и самому пострадать. Занятия рекомендуется выполнять в просторном и хорошо проветриваемом зале.
Стилей йоги несколько. Тренер показывает упражнения в очень быстром темпе, который просто не подойдет новичку и доставит сильный дискомфорт. Больше на занятия йогой этот человек не придет. Поэтому выбирать класс стоит очень аккуратно. Динамичную практику, разгоряченную оставьте на потом.
Часто приходится слышать, что йога для избранных и, если ты от природы «деревянный», сколько ни ходи на уроки, сесть на продольный шпагат не получится. Это абсолютное заблуждение! Все дело в регулярности и дисциплинированности. Йога не терпит долгих перерывов. Но сначала 2–3 раза в неделю будет достаточно.
Йоговая практика не для избранных, она для всех. Но большинство занимающихся йогой - женщины. Утонченные натуры, следящие за своей фигурой, выбирают такую практику, чтобы стать гибче (а это положительно влияет на репродуктивную функцию), развить в себе женское начало, границы которого стираются у сильных и независимых женщин, и просто потому, что это сейчас популярно.
Какого результата ожидать женщине от занятий йогой и как преображается ее тело?
Женское счастье: польза йоги для фигуры
Не будем заострять внимание, чем полезна йога, исключительно на практиках для женщин: йоге для похудения, инь-йоге и др. Давайте рассмотрим, какой в целом эффект она дает женщинам:
- устраняет периодические женские боли;
- положительно влияет на работу эндокринных желез;
- оказывает омолаживающий эффект на организм;
- снимает усталость.
Еще один плюс этой практики - исчезают лишние килограммы. Будьте готовы, что быстро сбросить 10–15 килограммов не получится. Йога действует мягко и постепенно. К тому же резкая потеря веса вредна для организма, вряд ли нормальная женщина готова пожертвовать здоровьем. Если питаться правильно и регулярно ходить на занятия, все обернется наилучшим образом.
Поддерживающие асаны, всевозможные балансы и стойки на руках делают тело сильным, подтянутым, а самые капризные части тела упругими. А шансов перекачаться и переборщить в йоге у женщин мало.
Кто однажды решится прийти на второе занятие, безнадежно влюбляется в йогу. Заскучать на занятиях опытный тренер не даст, здесь так много различных направлений и вариаций классических поз. Эта практика значительно отличается от кардионагрузок и упражнений в
тренажерном зале и воздействует на организм мягко, постепенно, но эффективно. Если целью становится желание поправить здоровье, скинуть пару лишних килограммов или избавиться от депрессии, вы не будете разочарованы и останетесь довольны результатом.
« …Я хорошо знаю - на основании нескольких лет неформальных дискуссий о материалах, представленных здесь - что моя работа может вызвать весьма специфические реакции в определенных кругах. Те, кому агиографии предпочтительнее истории, некоторые западные апологеты «традиционных» систем современной постуральной йоги, могут легко сбросить эту работу со счетов как неуместную или злонамеренную, а ее автора как академического нарушителя, незаконно вторгшегося на святую землю.
Другие, кто враждебно настроен по отношению к авторитету современных традиций (или кто недоволен, что «всё уже сделано» в йоге), будут упиваться тем, что посчитают за столь необходимое разоблачение удобного, но лживого мифа.
Обе эти ответные реакции основаны на предположении, что моим намерением было «сокрушить» обоснованность современной йоги или показать, что постуральные формы существуют сегодня как «незаконнорожденные», «дефектные», «выхолощенные», «искусственные» (и.т.д.), по отношению к истинному смыслу и подлинной практике йоги.
Однако обе эти реакции, помимо того, что искажают мою позицию, неадекватны и нежелательны, поскольку они подавляют подлинное и основательное размышление о сущности современной йоги» .
Марк Синглтон.
В этой книге исследуется расцвет практики асан в современной транснациональной йоге. Сегодня йога на Западе практически синонимична практике асан, и классы постуральной йоги можно найти почти в каждом городе западного мира; их количество растет на Ближнем Востоке, в Азии, Северной и Центральной Америке и в Австралии. Йога «клубов здоровья» также возрождает свою популярность среди богатого городского населения в Индии. Хотя точную статистику практикующих установить трудно, очевидно, что постуральная йога переживает бурное развитие. 1
С 1990-х йога становится многомиллионным бизнесом, и начинаются громкие судебные баталии за обладание правом собственности на асаны. Стили, последовательности и сами позы становятся предметом франчайзинга, авторских прав и патентов частных лиц, компаний и государства 2 , а йога используется для продажи широкого спектра товаров от мобильных телефонов до йогурта. В 2008 году расходы практикующих йогу в США на йога-классы, йога-поездки и сопутствующие товары составили за год 5,7 миллиарда долларов (Yoga Journal, 2008), – цифра, равная примерно половине ВВП Непала (CIA 2008).
Тем не менее, несмотря на громадную мировую популярность постуральной йоги, имеется очень мало или не имеется вообще свидетельств того, что асаны (за исключением нескольких сидячих поз для медитации) когда-нибудь были основным аспектом какой-либо индийской традиции практикования йоги – в том числе и средневековой, телесно-ориентированной хатха-йоги – вопреки многочисленным притязаниям многих современных школ на собственную аутентичность (см главу 1).
Первичность выполнения асан в сегодняшней транснациональной йоге является новым феноменом, не имеющим никаких аналогов в досовременные эпохи. В конце 1800-х в Индии начинается возрождение главным образом англоязычной йоги, и возникают новые синтезы практических методов и теорий, связанные в первую очередь с учением Вивекананды (1863-1902). Но даже в этих новых формах практика асан, столь распространенная сегодня, отсутствует.
В действительности Вивекананда и его последователи явно дистанцировались от асан, так же как и других техник, ассоциируемых сегодня с хатха-йогой, как от неподобающих и неприятных.
В результате, они продолжают полностью отсутствовать в начальных проявлениях практической англоязычной йоги. В этой работе я приступил к исследованию причин, по которым асаны были изначально исключены из современных учений йоги, и какие изменения они претерпели, чтобы быть, в конце концов, ассимилированны ими 3
Как случилось, что при таких бесперспективных начинаниях асаны достигли сегодняшнего положения, когда их используют как краеугольный камень в фундаменте транснациональной йоги?
Каковы были обстоятельства, способствовавшие исключению асан из поля зрения учителей йоги раннего модерна, и на каких основаниях стало возможным их возвращение?
Во времена синтеза йоги Вивекананды, в 1890-х, постуральные практики преимущественно ассоциировались с йогином (или, более популярно, «йогом»). Этот термин означал, в частности, йогинов традиции Натха, но в более широком смысле служил для обозначения разнообразных аскетов, колдунов и уличных исполнителей. Часто он смешивался с мусульманским «факиром», и поэтому «йог» символизировал все ложное в некоторых ответвлениях религии индуизма. Постуральные конторсии хатха-йоги ассоциировались с отсталостью и суеверием, и поэтому многие считали, что им нет места в современных научных предприятиях и инициативах йоги.
В первой половине данной работы я исследую образ йогина, как он появляется в путевых заметках, в учености (scholarship), в поп-культуре и в литературе популярной практической йоги, с целью понять особенности статуса хатха-йоги в те времена.
Это создаст необходимый контекст для второй половины исследования, в котором я сосредоточился на конкретных модификациях, через которые пришлось пройти хатха-йоге, чтобы перестать восприниматься как вредоносное насекомое на религиозном и социальном ландшафтах Индии.
Объект исследования этой книги – сущностный, но до сих пор игнорируемый аспект развития йоги.
Исследования современной йоги, как правило, принимают во внимание переход от манифестации йоги-без-асан Вивекананды в середине 1890-х, до хорошо известных постурально-ориентированных форм, которые начинают появляться в 1920-х. Два основных исследования этой области на сегодняшний день, Де Микелис (De Michelis, 2004) и Альтера (Alter, 2004), были сосредоточены на обоих этих моментах истории транснациональной йоги, но не смогли предоставить удовлетворительного объяснения, почему асаны были изначально исключены, и каким образом они, в конце концов, были востребованы заново 4 .
Настоящая работа направлена на выявление факторов, изначально повлиявших на формирование транснациональной йоги, принятой сегодня, и обусловливающих в некотором смысле «предысторию» международной асана-революции, получившей полную раскрутку у Б.К.С. Айенгара и других в начале 1950-х.
Эта предыстория включает исследование движений международной физической культуры и способов, которыми они воздействовали на сознание индийской молодежи на рубеже девятнадцатого – двадцатого столетий;
Квази-религиозных форм физической культуры, охвативших Европу девятнадцатого столетия и проложивших свой путь в Индию, где они формировали и отфильтровывали новые популярные интерпретации националистического индуизма;
Экспериментов, определивших особенную природу индийской физической культуры, которые привели к реорганизации асан в качестве вневременных форм выражения упражнений индуизма;
Западных физкультурно-ориентированных практик асан, разработанных в Индии и возвратившихся обратно на Запад, где они объединились и отождествились с формами «эзотерической гимнастики», популярность которой возрастала в Европе и Америке с середины девятнадцатого столетия, независимо от каких-либо контактов с традициями йоги.
Постурально-ориентированная йога, какой мы знаем ее сегодня, является результатом диалога между парарелигиозными современными техниками телесной культуры, разработанными на Западе, и разнообразными дискурсами йоги «современного» индуизма, которая возникает со времени Вивекананды. Несмотря на повседневные апелляции к традиции индийской хатха-йоги, современная постурально-ориентированная йога не может в действительности считаться прямым наследником этой традиции.