Однажды перед родителями встаёт выбор: отдавать ли ребёнка в спорт, а если ответ положительный – то в какой вид спорта. Предположим, или хоккей – они обеспечат вашему сыну стабильный (иногда огромный) заработок – но счастливчиков будут единицы, а тех, кто не осядет в клубе второй лиги, кто получит травму и навсегда завяжет с профессиональным спортом – большинство. Если же вы думаете о том, чтобы ваш ребёнок вырос здоровым и всесторонне развитым и притом мог бы со временем зарабатывать неплохие деньги (и разъезжать по международным соревнованиям), то его путь – путь в лёгкую атлетику. МирСоветов обращает ваше внимание на то, что лёгкой атлетикой можно заниматься для себя, развивая и совершенствуя тело (при этом можно не меньше времени уделять образованию), можно заниматься профессионально (это опять же не отразится на учёбе – и при возможных «эксцессах» в будущем вы будете иметь план Б). Словом, плюсы явно перевешивают в пользу именно этого вида спорта.
Общие сведения о подходах к легкоатлетическим тренировкам
Официально лёгкая атлетика включает в себя 5 видов спорта: в повседневности мы говорим о лёгкой атлетике как о совокупности бега и прыжков в длину, исключая многоборье и толкательные виды. Кроме того, в последнее десятилетие в отдельных регионах России пик популярности переживает спортивная ходьба.Для детей школьного возраста лёгкая атлетика – это, прежде всего, . По-разному готовят для соревнований на открытых стадионах и в манежах. МирСоветов рекомендует начинать с вывоза ребёнка на некоммерческие соревнования плюс соревнования со статусом «несоревновательных» вроде «Кросса наций», «Всероссийского дня бега»… Причём закладывать с детства нужно как физический, так и тактический фундамент. Ваш ребёнок должен чётко понять, что ему ближе – убегать или догонять, отсиживаться за спинами соперников всю дистанцию и выкладываться только на финише или весь забег вести борьбу за место в лидирующей группе и вести пелотон за собой. Впрочем, это уже обязанность тренера – научить ребёнка грамотно раскладывать силы по дистанции, разглядеть в нём финишёра или тактика, уверенно распределяющего силы по дистанции. Уже с 5-6-ти лет ваше чадо должно понять, что такое бег и выбрать специализацию – короткие или длинные дистанции. Спринт требует совершенно иного подхода к тренировочному процессу, чем, например, бег на 400 метров или отработка длинных дистанций. Кроме того, очень важно подобрать тренера, именно «вашего» тренера, идеально подходящего вашему чаду, частая смена тренеров – очень болезненное явление для юного спортсмена, когда ему за короткие промежутки времени приходится менять подход к тренировкам. Последствия: травмы, перекос в сторону тактики или физики, потеря уверенности и психологические провалы на соревнованиях, потеря мышечной массы, продолжительная растренированность, полная утрата формы…
Необходимо различать интервальный подход к тренировке и неинтервальный. При интервальном подходе можно одинаково тренировать как спринтерские (короткие), так и стайерские (длинные) дистанции. Суть интервальной тренировки в том, чтобы от длинных отрезков постепенно перейти к коротким (всё это за одну тренировку): например, полчаса выкладываться на 4 км, двадцать минут бежать ещё 2 км, десять минут уделить неспешному бегу на 1 км, потом разложить эти десять минут на два отрезка по 500 м, далее освоить подобным образом 200 и 100 м. Тренировка идеальна как физически, так и тактически, неинтервальный подход развивает у спортсмена только выносливость. Тот физический фундамент, который вы закладываете за одну тренировку методом интервалов, вы сможете наработать за 4-5 тренировок на «выносливость». Следуя методу интервальной тренировки, делайте скидку на одну вещь: ни в коем случае не надо выкладываться на каком-то из участков дистанции, метод интервалов – для бега «вашим» ровным темпом, тут ритм бега и дистанция работают на вас, а не вы на них, как это происходит в случае с тренировками на износ. В промежутках между интервалами никто, естественно, не даст пройтись вам пешком или отдохнуть в тени: вы продолжаете бег, только в замедленном темпе.
Некоторые тренеры слишком большое внимание уделяют частоте пульса. Вам только следует запомнить, что при подобных интервальных тренировках частота ударов не должна превышать три в секунду. Работая в манеже, вы можете с успехом тренировать интервальную дистанцию 200 м (учитывая, что длина трека в манеже именно такая), можно делать до 40 повторений за тренировку, перемежая активные участки с пассивным бегом. Учтите то, что зимой в крытом стадионе можно успешно тренировать именно спринтерские дистанции: интервальные тренировки пойдут на 100 и 200 м. Те, кто только начинает заниматься подобными отработками или достаточно юные спортсмены могут делать пассивные перерывы вплоть до одной минуты (для хорошо тренированного спортсмена пассивный отрезок – полминуты и менее). Если отрабатываете дистанцию вдвое короче, т.е. 100 м, добавляйте к указанным результатам порядка четверти минуты.
Некоторые тренеры придерживаются метода контрастной тренировки, когда ещё совсем юного спортсмена начинают готовить в изначально контрастных условиях. Если вы начинаете формировать физический фундамент зимой – будьте уверены, что вы легко расправитесь с соперниками на соревнованиях летом. Т.е. в течение весны и лета физическую форму спортсмену не придётся набирать, а только поддерживать и корректировать этапы тренировок. Контрастные условия – это кроссы зимой, добавление лыжных тренировок, а с приходом весны – и катание на лыжероллерах. Но не стоит переусердствовать – иначе переутомлённый спортсмен будет всё активное время года сбиваться на провалы формы. Идеальное количество зимних тренировочных дней в неделю – 4, летних – 5, при подходе к соревнованиям спортсменам даётся лишь день отдыха в неделю. При этом в день может проводиться до 4-х тренировок – с учётом 1-2-х в щадящем режиме. Стоит учесть и тот факт, что спринтер может, конечно, делать небольшой акцент на кроссах, но только не в зимний период.
Остановимся и на вопросе о времени незадолго до тренировки. , безусловно, очень важна, но только в том случае, ели вы предварительно разогрели тело ненавязчивым бегом в течение 15-20 минут. Обратим внимание и на тот факт, что любые статические упражнения до легкоатлетической тренировки – риск травмы, делайте как можно больше упражнений в динамике, разгоняйте кровь, подходите к занятию с горящими щеками.
МирСоветов настоятельно советует родителям, которые видят своё чадо в большом спорте, сразу отдавать его на попечение тренера, лучше всего – личного. Впрочем, до личного он дорастёт, став профессионалом, но иметь наставника в юном возрасте необходимо – составлять тренировочный план и умело сглаживать периоды спада формы может только человек со специальным образованием.
Профессиональный и любительский подход к легкоатлетическим тренировкам
Вы должны с самого начала знать – отдавать ребёнка в профессиональный или сугубо любительский спорт. Деньги и медали или просто медали плюс отличное физическое состояние до самой старости в обоих случаях. Родители должны сделать чёткий выбор: профессиональный подход требует гораздо больше времени, уделённого спорту. Кроме того, в профессионального спортсмена придётся вложить куда больше денег, учитывая затраты на форму, правильное питание, поездки на большее количество соревнований.Обратите внимание и на тот факт, что профессионал тратит намного больше времени на подводящие к соревнованиям тренировки. К особо ответственным стартам следует подходить, имея полуторамесячный багаж непрерывных тренировок. Причём если вы тренируете определённую, «свою» дистанцию, в подводящий период акцент делается только на ней (тогда тренировка включает разминочный бег: 1-1,5 часа, плюс бег на свою дистанцию с учётом своего максимального времени, плюс бег с максимальной скоростью на предельную дистанцию, т.е. сколько сможете, плюс разминочный бег после тренировки – 20-30 минут).
У профессионалов существует и особая сбалансированная тренировка: бег на пределе сил (максимальные отрезки ускорения в интервальном беге), темповый восстанавливающий бег плюс упражнения на развитие мышц, накачивание пресса, т.е. комплекс силовых упражнений.
Для профессионала большое значение имеют контрастные тренировки: сюда может входить отказ на время тренировок от специальной формы, намеренное утяжеление обуви, частое использование шиповок на коротких дистанциях, бег по неподготовленной местности – добиваясь результата в таких условиях, спортсмен резко прибавит в идеальных условиях соревнований.
Делая упор на то, что профессионал должен иметь личного тренера, МирСоветов предупреждает, что спортсмен сам по себе в редких случаях может контролировать интервальную нагрузку: рост числа повторений на пределе сил и уменьшение продолжительности пауз – прерогатива тренера и его плана, а не юного спортсмена. Правильно распланировать тренировочный процесс, повторимся, может только квалифицированный специалист.
Для оттачивания легкоатлетических навыков и постоянного поддержания формы спортсменам в юном возрасте часто советуют делать упор на полиатлоне. Силовые упражнения (пресс + ), упражнения на координацию (стрельба из винтовки) плюс бег/лыжи – идеальное наполнение тренировочной и соревновательной жизни легкоатлета в течение всего года. В сельской местности, зачастую обделённой манежами и специальными условиями для тренировок, прибегают к полиатлону как к панацее. К тому же разнообразие в жизни спортсмена-легкоатлета – довольно редкая вещь, а тут оно налицо.
У профессионального спортсмена, учитывая 4-6 часов тренировок в день, должна присутствовать и особая силовая тренировка.
В качестве разминочных и интервальных кусков во время основной тренировки группы легкоатлетов используются как разгрузочные эстафетные занятия. Хотя легкоатлету совсем необязательно уметь работать в команде – всё-таки вид спорта-то не командный.
Рекомендации юным спортсменам и родителям, отдающим ребенка в легкую атлетику
Родители должны определиться, в какой из видов лёгкой атлетики отдать ребёнка, когда ему будет лет 5-6. В том случае, если начнётся брожение из вида в вид, всегда существует запасной вариант – легкоатлетическое многоборье. Имея достаточно навыков и солидный багаж тренировок, юный спортсмен точно не затеряется в этом виде. Если вы изначально делаете упор на спринт как самый популярный и зрелищный вид лёгкой атлетики, то тут МирСоветов предостерегает вас: если ваше чадо перестанет прогрессировать в этом виде годам к 11-ти и роста результатов не будет видно, пожалуй, стоит сменить дистанцию на стайерскую. Обращайте внимание на физические данные ребёнка: допустим, в 7-8 лет он неплохо бегает короткие дистанции, а к 12-ти у него усилился рост – комплекция уже явно не спринтерская – спешите переквалифицировать его в прыгуна, результатов он, скорее, добьётся там, чем в спринте.Если ребёнок избирает путь стайера, то стоит предупредить: придётся выполнять громадный объём черновой работы. Чтобы адекватно себя чувствовать на дистанции 5000 м на международном уровне, нужно будет каждый день в течение 3-4 тренировок отрабатывать 30-40-километровый объём бега (это на подходе к 16-20 годам, в детском возрасте показатели в два и три раза меньше). Довольно распространёнными станут для вас даже в выходные дни пробежки по лесу или по парку на 12-15 км, во время которых вы имеете право опустошить полуторалитровую бутылку подсахаренной воды.
Неправильный подход состоит в том, чтобы как можно больше времени уделять разъездам по соревнованиям и как можно больше сил оставлять на коммерческих стартах. Юному спортсмену это совсем ни к чему: перепады формы в юном возрасте настолько часты, что даже избыток впечатлений от новых мест делу не поможет. Ваш ребёнок быстро превратится в пассивного «участника», а не призёра соревнований и его физический рост будет подорван. Поэтому лет до 16-ти важно делать акцент именно на тренировочной части, на наборе формы и отработке навыков. Став профессионалом, ваш ребёнок уже может посвятить себя коммерческим стартам, а до этого возраста стремиться надо к прогрессу, а не к пожиму плодов.
Обратите внимание и на тот момент, что стайеру не следует отрабатывать на тренировках только стайерские дистанции, ему будет полезно побегать и со спринтерами – большие объёмы неторопливого бега, больше похожего на ходьбу, растренировывают спортсмена и ведут к угасанию формы, после чего ни о каких пиках и результатах уже думать не придётся.
Спринтера определяет умение отлично стартовать, стайера – умение выдать впечатляющий финишный отрезок. Отдельные тренеры готовят своих спортсменов финишировать даже чуть дальше финишной отсечки.
Подробное описание подходов к тренировкам
Американская школа лёгкой атлетики считается ведущей в мире. Тренировочный процесс в Штатах обычно разделяется на три этапа (речь идёт о профессиональном подходе): во время внесоревновательного периода с сентября по начало зимы идёт отработка техники и закладка основных навыков для новичков. Тренирующиеся группы юных спортсменов с 5-6-ти лет начинают тренировать физические навыки, выкладываться на тренировке на сто процентов (тут следует только не переусердствовать и не отбить желание к тренировкам на всю жизнь), с 9-10 лет – тотальный упор на технику бега, которая должна была отрабатываться и нарабатываться с 5 до 9 лет, после 11-ти – совершенствование навыков, увеличение объёмов тренировок. Во время трех-четырехмесячного подготовительного периода спортсмен варьирует подход к тренировкам, но упор сделан жёсткий – выполнить громадный объём работы, чтобы к соревновательному периоду иметь солидную базу. Во время подготовительного периода можно прибегнуть к методике «лестничных» тренировок, подобно методу «лестницы» при подтягиваниях – от минимального значения к максимальному и назад к минимальному, включая разминочную и послетренировочную части.После рождественских праздников обычно сокращается «лестничная» методика, которой проверяется спортсмен на прочность, наступает время отработки основной дистанции, для которой спортсмен и предназначен. У некоторых тренеров этот период касается только календарной зимы, у некоторых растягивается до середины весны. Причем соревновательность на тренировках допускать необязательно: спортсмен должен бороться исключительно с собой и со своим временем на дистанции. Заключительные месяцы тренировок и выход на пик формы происходят вплоть до середины лета. При интервальном подходе тут увеличивается время, затрачиваемое на отдых между отработанными отрезками. Нелишне будет заметить, что тренеру в этот период полезно вводить силовые упражнения: например, прыжки с положенным за плечи мячом, набитым песком. Вообще, следует загружать ноги и готовить их к скоростному драйву соревнований, к пределу износа. При этом положительными выглядят тренировки такого типа: в течение часа-двух группа легкоатлетов тренирует подъёмы и спуски в холмистой местности. Причём чем больше подъёмов – тем лучше для отработки техники спортсмена и выносливости, особенно если подъёмы проходят в скоростном темпе. На подобную часовую тренировку требуется выполнить не менее 12-ти парных подъёмов-спусков, всё это – в группе с постоянно меняющимся лидером.
Согласно ещё одному американскому подходу, закладывать фундамент нужно осенью при довольно плохих условиях тренировок, «лестничный» метод отработать зимой, а весной-летом взяться за основные дистанции. Причём подготовительный период может состоять из частых силовых тренировок плюс кроссов (независимо от спринтерской/стайерской направленности спортсмена).
Иногда легкоатлеты применяют принцип двухразовой тренировки: усиленное занятие утром, включающее многочасовой бег (с чередованием видов бега: гладкий, рысцой, с отрезками ускорений, постоянный на пределе сил, разминочный) плюс вечернее, включающее ходьбу с незначительными вставками ускорений плюс контрольный кросс. Если есть возможность, чередуйте дни, когда вы занимаетесь бегом на стадионе, с днями, когда вы это делаете в парковой местности или местности с большим количеством холмов, т.е. делайте акцент на отработку подъёмов. Интенсивные недельные тренировки с чётко расписанным графиком и под постоянным наблюдением личного тренера следует вести только с 16-18-ти лет, когда организм подходит к пику сбалансированности. До этого – частые тренировки в группе, накапливание мышечной массы, попытки выйти на предел результатов.
Даже если тренировки сменяют одна другую, идёт подготовка к важным стартам, используется недельный цикл занятости – даже при этом раз в 10-12 дней спортсменам требуется давать 1 день разгрузки и отдыха или в течение пары дней давать им облегченные задания.
Переход из юношеского спорта во взрослый
Ваш ребёнок, достигнув 15-18-ти лет, должен решить: будет ли он заниматься профессиональным спортом и дальше, свяжет ли с этим свою жизнь до 30-35-ти лет.Для безболезненного перехода во взрослый спорт требуется каждый год успешно заниматься и соревноваться со спортсменами более возрастных категорий.
На соревнованиях следует делать акцент на своей основной дистанции, но не стоит уделять ей все внимание. Можно пробовать себя в как можно большем количестве стартов за одно соревнование. Только тогда спортсмен поймёт границы своих сил и возможностей, грамотно оценит свой потенциал.
Приступать к соревнованиям на взрослом уровне нужно в щадящем режиме: осторожно, чтобы исключить риск получения травмы, на которой может оборваться вся ваша последующая спортивная карьера.
МирСоветов обращает ваше внимание на то, что без квалифицированного личного тренера профессиональному спортсмену не обойтись. К тому же экипировка спортсмена должна быть лучшей – для участия в международных стартах, на которых легкоатлет может сделать себе имя.
2.Техника прыжковых видов легкой атлетики.
3.Техника метаний.
К бегу на средние и длинные дистанции относится бег на 800 м. и 1500 м. и бег от 3000 до 10000 м. Условно бег можно разделить на старт и стартовый разгон, бег по дистанции и финиширование.
Старт и стартовый разгон. По команде «на старт»! бегун занимает исходное положение у стартовой линии. Толчковая нога находится у линии, а маховая нога, ставится на 2-2,5 стопы сзади. Туловище наклонено перед на 40-45 градусов. Руки согнуты в локтевых суставах занимают противоположенное положение к ногам. По команде «марш»! спортсмен активно начинает бег. Стартовый разгон зависит от длины дистанции, и длится 15-20 м. Бег по дистанции. Техника бега на прямых отрезках дистанции несколько отличается от техники бега на . Руки в беге согнуты в локтевых суставах под 90 градусов. Движение рук вперед во внутрь, назад – к наружи. Стопа ставится с носка на наружный свод, опускаясь к моменту вертикали на всю стопу. В беге наклон туловища меняется в пределах 2-3 градусов. Длина шага в беге зависит от роста спортсмена, физической подготовленности, длины дистанции. В беге по повороту туловище слегка наклоняется влево, правая рука работает размашистей, длина шага левой ноги несколько меньше чем правой, стопа правой ноги ставится с разворотом внутрь. Финиширование. В беге на средние и длинные дистанции бегуны выполняют финишный бросок, длина которого достигает 150-200 м. Для анализа техники спринтерского беге выделяют условно старт, стартовое ускорение, бег по дистанции, финиширование. Старт В беге на короткие дистанции старт - низкий, используется при этом стартовые колодки. Существуют 4 разновидности низкого старта (по расположению колодок): обычный, растянутый, сближенный, узкий. По команде «на старт»! спортсмен опирается стопами ног в колодки, руки ставит к линии старта, опускается на колено сзади стоящей ноги, голова продолжает вертикаль туловища, спина ровная или чуть полукруглая, руки выпрямлены в локтевых суставах, располагаются чуть шири плеч. По команде «Внимание»! бегун отрывает колено сзади стоящей ноги, от опоры поднимая таз (7-15 см. выше уровня плеч). По команде «Марш»! бегун мгновенно начинает движение вперед, отталкиваясь руками от дорожки с одновременным отталкиванием сзади стоящей ноги от задней колодки. Далее вместе с маховым движением вперед сзади стоящей ногой начинается отталкивание от колодки впереди стоящей ноги, которая резко разгибается во всех суставах. Стартовый разгон. Стартовый разбег длится от 15-30 м. первые шаги бегун бежит в наклоне (6-7 шагов). Первый шаг надо выполнять максимально быстро и мощно, чтоб создать начальную скорость тела бегуна. Бег по дистанции. Наклон туловища при беге по дистанции 10-15 градусов по отношения к вертикали. Нога ставится упруго начиная с передней части стопы, полного опускания на всю стопу не происходит. Длина шага в беге по дистанции составляет 125% от роста спортсмена. Руки согнуты в локтевых суставах под углом 90 градусов. Финиширование. Максимальную скорость не возможно сохранить до конца дистанции, примерно за 20-15 м. до финиша скорость обычно снижается 3-8%. Побеждает тот спортсмен, который быстрее все пересекает плоскость финиша туловищем, для этого используется два способа: бросок грудью и поворот плеча.
Эстафетный бег вид легкой атлетики. Особенностью является передача эстафетной палочки в коридоре 20 м. Эстафетный бег может осуществляться без перекладывания эстафетной палочки. С перекладыванием эстафетной палочки. Существуют 2 способа передачи эстафетной палочки: снизу - вверх и сверху - вниз. Бегун первого этапа стартует с низкого старта, делая захват палочки тремя пальцами (мизинцем, средним и безымянным). Бегуны последующих этапов стартуют с высокого старта или со старта с опоры на одну руку. Когда бегун передающий эстафету достигает контрольной отметки принимающий бегун начинает стартовый разгон. Передача эстафетной палочки контролируется передающим и выполняется по его команду «ХОП», палочка передается на расстоянии вытянутых рук обоих спортсменов, при передачи палочки принимающий эстафету не должен поворачиваться назад.
Техника прыжковых видов легкой атлетики
Прыжок в длину с разбега условно можно разделить на 4 части: разбег, отталкивание, полет, приземление.
Разбег в прыжках в длину служит для создание оптимальной скорости прыгуна. Длина р
разбега от 10 до 24 беговых шагов. Сам разбег условно можно разделить на 3 части: начало разбега, набор скорости, подготовка к отталкиванию. При начале разбега с места спортсмен начинает с контрольной отметки поставив одну ногу вперед, другую сзади на носке. При честном количестве шагов разбега на контрольную отметку ставится толчковая нога и движение начинается с маховой ноги и наоборот. При наборе скорости прыгун выполняет беговые шаги сходные по техники с бегом на короткие дистанции. В подготовке к отталкиванию на последних 3-4 беговых шагах спортсмен должен развить максимальную для себя скорость. Предпоследний шаг в разбеге самый длинный, а последний самый короткий. Отталкивание. Нога на отталкивание ставится на всю стопу или с пятки. Угол постановки толчковой ноги около 70 градусов. В фазе амортизации с момента постановки ноги на опору до момента вертикали в первые доли секунды происходит резкое увеличение силы реакции опоры, затем происходит быстрое их снижение под действием этих сил происходи сгибание в коленном и тазобедренном суставе. Оптимальный угол отталкивания находится в пределах 75 градусов, а оптимальный угол вылета в пределах 22 градусов.
Полет. Высота подъема ОЦМ равняется 50-70 см.. взлет во всех способах прыжков в о основном одинаков. Он представляет собой полет в шаге. Самая простая полетная фаза прыжка «согнув ноги». После взлета в положении шага толчковая нога сгибается в коленном суставе и подводится к маховой ноге, плечи отводятся несколько назад, руки слегка согнутые в локтях поднимаются в верх. Когда траектория ОЦМ начинает опускаться вниз, плечи посылаются вперед, руки опускаются вниз, ноги приближаются к груди, выпрямляясь в коленном суставе. Приземление. Подготовка к приземлению начинается в последней части полета: прыгун выпрямляет ноги в коленном суставе, плечи уходят вперед, руки, чуть согнутые в локтевых суставах, отводятся как можно дальше назад. После соприкосновения стоп, ног с поверхностью приземления, прыгун активно посылает руки вперед, сгибая ноги в коленных суставах. Необходимо помнить, что преждевременное выведение рук вперед вызовет опускание ног вниз и приведет к раннему касанию места приземления. Прыжок в высоту способом «перешагивание». Условно этот прыжок можно разделить на 4 основные структурные фазы: разбег, отталкивание, переход через планку, приземление. Разбег состоит из 6-8 беговых шагов, выполняется под углом к планке в 30-45 градусов. Отталкивание производится дальней от планки ногой на расстоянии 70-80 см от проекции планки. Толчковая нога на место отталкивания ставится почти прямая, не следует ее слишком сгибать в колене. Мах выполняется прямой ногой, которая в высшей точке может слегка согнуться в колене. Туловище держится вертикально, руки, слегка согнутые в локтевых суставах, активно поднимаются вверх – вперед на уровень головы. Когда маховая нога находится над планкой, подтягивается толчковая нога, слегка согнутая в колене. Маховая нога опускается за планку, толчковая нога переносится через нее. В момент переноса толчковой ноги плечи поворачиваются в сторону планки, толчковая рука отводится назад, помогая увести плечи и туловище от планки. Приземление осуществляется на маховую ногу боком, поворачиваясь грудью к планке. Приземляться можно в яму с песком, приподнятую над поверхностью разбега или, условиях зала, на стопку матов.
Техника легкоатлетических метаний
Техника метания копья.
Целостное действие метания копья можно разделить на:
- разбег; финальное усилие; торможение
Разбег – можно разделить на 3 части предварительный разбег, шаги отведения копья, заключительная часть разбега. Длина всего разбега колеблется от 20 м. до 35 м., у женщин – чуть меньше, и зависит от квалификации спортсмена. Скорость разбега для каждого спортсмена индивидуальна и не должна мешать выполнению подготовительных действий метателя к финальному усилию.
Отведение копья начинается с момента постановки левой ноги на контрольную отметку. Метатели применяют два способа отведения копья:прямо – назад дугой вперед – вниз – назад Первый вариант – более простой, второй – несколько сложней по технике исполнения.
Заключительная часть разбега состоит из двух последних шагов перед финальным условием: «скрестный» шаг постановка ноги в упор Техника «скрестного» шага – это вынужденная техника после отведения копья. Метатель находится боком к направлению метания и вынужден делать мощный и быстрый «скрестный» шаг с целью обогнать ногами таз и плечи. «Скрестный» шаг выполняется ногой, одноименной с метающей рукой, в данном случае правой. Делается активный мах бедром правой ноги вперед и вверх, голень согнута в коленном суставе под углом примерно 120 градусов, стопа немного развернута кнаружи. Одновременно с махом правой ноги выполняется мощное отталкивание левой ногой вслед движению ОЦМ, когда его проекция ушла как можно дальше от места отталкивания.
Финальное усилие – после постановки левой ноги в упор, когда началось торможение нижних звеньев (стопа, голень), таз продолжает движение вперед – вверх через прямую левую ногу. Правая нога, распрямляется в коленном суставе, толкает тазобедренный сустав вперед – вверх. Плечи и правая рука остаются и находятся за проекцией ОЦМ. Затем метатель резко отводит левую руку назад через сторону, растягивая мышцы груди, левое плечо уходит назад, спортсмен проходит через положение «натянутого лука». Далее правая нога полностью выпрямляется, отрываясь от опоры, плечи активно двигаются вперед, правая рука, еще выпрямленная в локтевом суставе, находится сзади. Когда проекция ОЦМ приближается к стопе левой ноги, правая рука сгибается в локтевом суставе, локоть движется вперед – вверх. После прохождения кисти правой руки мимо головы она выпрямляется в локтевом суставе, направляя копье под определенным углом. Торможение – после выпуск снаряда спортсмен продолжает движение вперед, и ему необходимо остановится для того, чтобы не заступить за линию броска. При этом метатель выполняет перескок с левой на правую ногу, отводя левую ногу назад чуть вверх и слегка наклоняясь вперед, но затем выпрямляется, отводя плечи назад, помогая себе руками. Чтобы выполнить торможение, необходимо левую ногу в финальном усилии ставить за 1,5-2 м. от линии броска.
Список литературы:
1.Легкая атлетика: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /, В. С.
Сидорчук. – 2 - е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2005(Стр 50-168).
2.Практикум по легкой атлетике: Учеб. пособия для студ. сред. пед. учеб. заведений / , . – М.: Издательский центр «Академия», 1999 (Стр 11-115)
3. Дзоз и методика обучения легкоатлетическим упражнениям Учеб.-метод. пособие. :Инновац. Евраз. ун-т,2010.116 с.(Стр 7-39)
Легкая атлетика занимает большое место в системе подготовки школьников. Она оказывает чрезвычайно разностороннее влияние на развитие двигательных качеств, совершенствует жизненно важные двигательные навыки.
В методической разработке подробно разбираются не только все этапы обучения бега на короткие дистанции, но и особенно ценно то, что описываются ошибки, часто допускаемые при выполнении тех или иных легкоатлетических элементов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ:
«МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКИ БЕГА НА 100
метров» .Бег на 100 м . – один из наиболее популярных видов скоротечных легкоатлетических упражнений, требующих максимальных усилий, интенсивной работы организма. Все действия бегуна – от старта до финиша – по сути, являются одним целостным упражнением, выполняя которое соревнующийся или тренирующийся стремятся преодолеть дистанцию в кратчайшее время.
Скорость бегуна определяется как его природными данными, так и навыками, приобретенными в процессе систематических занятий физической культурой и спортом, в результате совершенствования техники выполнения упражнения. Иными словами, - длиной и частотой шагов; умением бежать свободно, непринужденно, создавая наиболее благоприятные условия для эффективной работы мышц; тренированностью; старанием наиболее полно использовать потенциальные индивидуальные возможности для достижения цели и т. д.
Выполнение нормативов в беге на 100 м. требует регулярных тренировок, развития быстроты, силы, координации движений и, конечно же, овладения рациональной спортивной техникой.
Для удобства обучения технике весь бег на 100 м условно разделяют на четыре фазы: а) старт, б) стартовый разбег, в) бег по дистанции, г) финиширование.
Каждая из этих фаз имеет свою специфическую особенность.
Кроме того, в обучении технике бега необходимо придерживаться такой последовательности: 1) создать правильное представление о технике бега; 2) обучить: а) правильному отталкиванию при беге, б) низкому старту и стартовому разбегу, в) переходу от стартового разбега к бегу по дистанции, г) бегу с ускорением, д) бегу по прямой дистанции, е) финишированию; 3) совершенствовать технику бега в целом.
СТАРТ И СТАРТОВЫЙ РАЗБЕГ . Как известно, конечный результат в беге, прежде всего, зависит от правильности выполнения старта. Бег на 100 м выполняется из положения низкого старта. Начинать лучше со стартовых колодок . Являясь твердой опорой, они облегчают старт, способствуют более уверенному выбеганию и быстрому достижению максимальной скорости на сравнительно коротком отрезке дистанции. Чтобы отталкивание осуществлялось правильно, и колодки не опрокидывались, устанавливают их строго по направлению бега, прочно вбивая в грунт дорожки. Передняя колодка (для толчковой ноги) устанавливается на расстоянии 1-1,5 ступни от линии старта, а задняя (для маховой) - на расстоянии длины голени от передней. Кроме того, задняя колодка отставляется в сторону от передней вправо или влево, в зависимости от того, какая нога располагается сзади. Расстояние между колодками по ширине не превышает 15-20 см.
По команде «На старт!» учащемуся необходимо подойти к стартовым колодкам и принять исходное положение: присесть, опереться ладонями о дорожку впереди стартовой линии, установить в упор стартовой колодки сначала толчковую, а затем и маховую ноги и одновременно опуститься на колено стоящей сзади ноги. Руки должны быть выпрямлены, кисти перемещены назад за стартовую линию в упор немного шире плеч. Большие пальцы при этом направлены внутрь, остальные, соединенные вместе,- наружу. Спина слегка согнута, округлена и расслаблена, голова опущена, держится свободно без напряжения мышц шеи. Взгляд направлен на дорожку вперед - вниз - на 50 - 100 см от стартовой линии. В таком положении учащийся ждет следующей команды.
По команде «Внимание!» следует оторвать от дорожки колено находящейся сзади ноги, плавно подать туловище вперед-вверх, пока плечи не выйдут за линию старта, а таз не поднимется несколько выше уровня плеч. Значительная часть массы тела передается на руки. Голова остается в прежнем положении. Плечи подаются немного вперед. При этом положении ученик должен хорошо чувствовать опору ступней на стартовые колодки и увеличение давления на руки. Ожидая следующей команды, он не должен совершать никаких движений. Все внимание сосредоточивается на выстреле стартера или команде «Марш!», а не на движении, которое необходимо сделать после этой команды.
По команде «Марш!» или выстрелу стартера учащийся резко отрывает руки от дорожки, ногами мощно отталкивается от стартовых колодок и начинает стремительный бег, выполняя согласованные быстрые, а также энергичные движения согнутыми в локтях (угол - около 90°) руками вперед-назад. Нога, стоящая сзади, отталкивается от колодок немного раньше и начинает выноситься коленом вперед пока другая еще продолжает отталкивание. Нога, стоящая на переднем упоре, полностью выпрямляется к моменту, когда бедро другой выносится вперед до предела. Одновременно сильно наклоненное туловище начинает выпрямляться и подаваться вперед.
Первый шаг со старта делается маховой ногой, стоящей на задней колодке. На дорожку она ставится передней частью стопы сверху – вниз - назад. Носок стопы в это время подан на себя.
Длина первого шага после старта небольшая - равна примерно 3,5 - 4 стопы. Длина каждого последующего увеличивается на 0,5 стопы. Выполняются они с предельной частотой. При этом ступни не поднимают высоко над дорожкой. Ставятся они сзади проекции общего центра тяжести тела, что позволяет с каждым шагом резко увеличивать скорость бега. С увеличением длины шага наклон постепенно уменьшается: тело разгибается до 72 - 80° к горизонтали. Скорость движения при стартовом разбеге увеличивается преимущественно за счет сильного отталкивания от дорожки. Причем ведущими являются движения с достаточно высоким подъемом бедра маховой ноги. Необходимо также полное выпрямление в тазобедренном, коленном и голеностопном суставах толчковой ноги.
БЕГ ПО ДИСТАНЦИИ . После окончания стартового разбега учащийся переходит к бегу по дистанции. Четкой грани в этом переходе нет. Выражается он в заметном прекращении роста скорости, стабилизации длины шага и наклоне вперед туловища, которое принимает более вертикальное положение по сравнению с наклоном в стартовом разбеге.
Задача бегуна на этой части дистанции состоит в сохранении максимальной скорости, достигнутой в стартовом разбеге и, по возможности, в ее увеличении. Наиболее выгодным остается маховый шаг, но чтобы сохранить скорость, учащийся должен, кроме того, найти оптимальную частоту поочередных отталкиваний ногами и наиболее выгодную длину шага.
При беге по дистанции находящаяся сзади нога во время отталкивания полностью выпрямляется в колене и выносится бедром вперед. Стопа маховой ставится на дорожку мягко, по прямой линии. Нельзя ставить ногу, выбрасывая ступню далеко вперед. Бег должен быть свободным и ритмичным, с необходимым расслаблением и небольшим наклоном туловища вперед - в пределах 75 - 80° к горизонтали.
Сохраняя достигнутую в стартовом разбеге скорость, учащийся продвигается вперед по дистанции за счет заднего толчка ноги о дорожку, являющегося основой техники (именно от силы, направленности и быстроты выполнения заднего толчка зависит скорость бега).
С задним толчком сочетается быстрый вынос вперед - вверх почти до горизонтального положения согнутой в колене маховой ноги, которая после фазы полета опускается на дорожку загребающим движением вниз - назад, выпрямляясь в коленном суставе. Ставится она передней частью стопы с некоторым акцентом на внешнем ее своде. Пятка при этом располагается низко над дорожкой. В момент касания в целях амортизации толчка ногу надо несколько сгибать в колене.
Скорость пробегания дистанции зависит также от степени скоростной выносливости, умения бежать легко, свободно, без напряжения. При этом важно, чтобы учащийся правильно использовал свои индивидуальные особенности, продвигался по прямой линии, без отклонений. Это сохраняет ритм бега и равновесие на протяжении всей дистанции.
Руки при беге по дистанции необходимо держать, как и при стартовом разбеге, согнутыми в локтевых суставах под углом примерно 90°. Хотя угол сгибания может и несколько изменяться, уменьшаясь впереди и увеличиваясь сзади. Движения рук должны осуществляться плавно, мягко и ритмично, в строгом соответствии с движением ног (движению правой ноги назад соответствует движение левой руки вперед и наоборот). Движутся руки маятникообразно, а не кругообразно. При направлении вперед движутся внутрь, назад - несколько к наружи. Кисти все время должны быть расслаблены и обращены внутрь, пальцы полусогнуты (большие соприкасаются с указательными).
Отметим также, что основное назначение движения рук при беге - поддерживать устойчивое равновесие тела. Кроме того, в отдельные моменты, при стартовом разбеге, ускорениях на дистанции и финишировании, руки принимают активное участие в ускорении движения. В этих случаях они должны работать более энергично, амплитуда движения увеличивается, активное движение делается в основном назад. Причем сгибание рук тем сильнее, чем быстрее движение бегуна.
Допускаемые ошибки : а) голова запрокинута назад, спина прогибается; б) непрямолинейный бег, верхняя часть туловища раскачивается в стороны, руки движутся поперек тела; в) в тазобедренном суставе нога полностью не выпрямляется - верхняя часть туловища чрезмерно наклонена вперед; г) верхняя часть туловища слишком поднята, тазобедренный сустав недостаточно выпрямлен, бег происходит в «сидячем» положении; д) учащийся ставит ногу на всю ступню; е) слишком широкий след, ноги учащегося ставятся на дорожку непрямолинейно, носки развернуты наружу.
ФИНИШ . Бег заканчивается при пересечении грудью или плечом вертикальной плоскости, проходящей через линию финиша, но финиширование начинается еще за 10 - 15 м до конца дистанции. Оно включает в себя конечное волевое и физическое усилие, которое прилагает учащийся для того, чтобы поддержать максимальную скорость бега.
Особое внимание на этом отрезке дистанции обращается на полное отталкивание, быстрый вынос вперед маховой ноги, максимальную частоту шагов и, соответственно, движения рук. Финишную линию следует пробегать с наивысшей скоростью, набранной на дистанции.
Кроме того, в забеге при острой спортивной борьбе, чтобы на несколько сотых секунды раньше соперника пересечь линию финиша, финишный бросок выполняют с резким наклоном на последнем шаге грудью вперед с одновременным отбрасыванием рук назад.
Многие бегуны применяют и другой способ: одновременно с наклоном туловища вперед поворачивают его вправо или влево и касаются финишной ленточки плечом. Это движение следует начинать в момент, когда одна нога имеет опору о дорожку, а другая одновременно делает энергичное маховое движение вперед, так как чрезмерный наклон корпуса вперед вызовет падение.
После финиша скорость бега снижается постепенно.
Для финишного броска учащийся мобилизует все свои силы, ибо на последних метрах дистанции часто решается вопрос, выполнит или не выполнит он норматив, выиграет или не выиграет соревнование. Поэтому здесь большое значение имеют и волевые качества учащихся. При равных обстоятельствах выигрывает бег более волевой.
Отрабатывая технику финиширования, необходимо освоить следующие элементы: наклон туловища вперед на ленточку с отведением рук назад при медленном и быстром беге; наклон туловища вперед на ленточку с поворотом плеч при медленном и быстром беге индивидуально и с группой.
Учитель должен приучить школьников заканчивать бег не на линии финиша, а после нее.
Занятия становятся наиболее эффективными в том случае, если учащиеся выполняют упражнение вдвоем, причем пары должны быть равными по силам.
Помогая отработать технику финиширования, учитель должен обращать внимание учащихся на такие возможные ошибки, как прыжок за финишную ленточку; преждевременный за два-три шага до финиша наклон корпуса вперед; чрезмерный наклон корпуса вперед, вызывающий падение.
Для изучения и совершенствования техники бега на короткие дистанции, развития быстроты рекомендуется использовать:
- бег на 10-15 м; с низкого старта с ускорением;
- бег на 20-30 м с высокого старта с ускорением.
На первых тренировочных занятиях эти специальные упражнения спринтера выполняются в 3 / 4 силы. Скорость бега увеличивается постепенно. Мышцы рук и плечевого пояса работают свободно, без напряжения. Достигнув максимальной скорости, не рекомендуется заканчивать бег резкой остановкой. Надо продолжать движение дальше по инерции, не прилагая больших усилий, переходя на свободный бег, а затем ходьбу.
При проведении занятий используют также:
- бег на 30 - 40 м с хода по прямой с возможно большим количеством шагов;
- на 30, 40, 50 м с ускорением до максимальной скорости и последующим переходом на свободный, размашистый шаг;
- пробегание отрезков в неполную силу;
- повторный бег 6х30 м; 3Х50 м; 3х80 м; 2Х100 м,
- финишное ускорение;
- эстафетный бег.
При излишнем напряжении и скованности эти упражнения следует прекратить и перейти на семенящий бег. Он выполняется на 20-30 м максимально быстрыми свободными, не напряженными движениями ног с малой длиной шага. При выносе бедра голень по инерции двигается вперед и активно вместе с бедром вниз – назад с загребающим движением стопой до полного выпрямления ноги в колене. При выполнении семенящего бега учащиеся должны делать в единицу времени больше шагов, чем в максимально быстром обычном беге.
В ускорениях необходимо добиваться мощного отталкивания при одновременном энергичном выносе бедра маховой ноги вперед-вверх. Бег с ускорением рекомендуется начинать с небольшой скоростью. Затем скорость увеличивают до тех пор, пока сохраняются свободные беговые движения. По окончании ускорения скорость надо уменьшать постепенно, без специального торможения.
Для отработки элементов техники бега на 100 м используют и различные другие упражнения для бегунов, выполняемые на месте и в движении. Выполняют их в максимально быстром темпе, но свободно без излишнего напряжения. Из этих упражнений учащимся можно рекомендовать следующие:
- Бег на месте с высоким подниманием бедра (5-6 раз по 8 - 10 с).
- Бег на месте с высоким подниманием бедра, опираясь руками о барьер, гимнастическую стенку или дерево (5 - 6 раз по 8 - 10с).
- Бег с высоким подниманием бедра с продвижением вперед (5-6 раз на дистанцию 20 м). Темп движений при этом беге - предельно быстрый, количество повторений-до наступления утомления (обычно 5- 6 раз). Бедро поднимается не ниже горизонтального положения, при отталкивании о дорожку нога выпрямляется полностью в колене, туловище держится вертикально или слегка наклонено вперед. По мере усвоения движения продвижение вперед можно увеличить, а в дальнейшем довести до перехода в бег с ускорением.
- Бег прыжками с активным отталкиванием толчковой. Выполняется это упражнение 5-6 раз на дистанции 15-20 м до наступления утомления. При отталкивании следует обращать внимание на выпрямление ноги в колене и максимальное разгибание стопы. Учащимся рекомендуется развить способность делать подряд 50-60 прыжковых шагов и такие серии выполнять 1-3 раза на одном занятии.
- Бег под уклон размашистым шагом (5 раз).
- Бег вверх по наклонной дорожке с высоким подниманием бедра (5 раз).
- Бег с высоким подниманием бедер по песку (6- 8 раз)
- Бег с прямыми коленями, отталкиваясь стопой (6-8 раз).
- Прыжки от черты к черте (8 - 10 раз).
- Бег прыжками с ноги на ногу с активным выведением бедра маховой ноги вперед (5-6 раз на дистанцию 20 м).
- Прыжки на одной ноге с продвижением вперед (5 серий по 50 раз).
- Двойные, тройные, пятерные и другие прыжки с ноги на ногу и на двух ногах.
- Бег с низкого старта с преодолением сопротивления (5 - 6 раз).
14. Прыжки с ноги на ногу через мячи или другие небольшие препятствия (10 - 12 раз). Вначале расстояние между мячами - чуть более 1 м. Затем необходимо стараться расставлять препятствия дальше одно от другого.
15. Прыжки с ноги на ногу по ступенькам в быстром темпе, преодолевая одним прыжком несколько ступеней (8-10 раз).
16. Прыжки с ноги на ногу на определенной дистанции: между деревьями, зданиями, вдоль штрафной площадки футбольного поля и т. д. (6 - 8 раз).
17. Прыжки с ноги на ногу в гимнастические обручи, которые ложатся по прямой линии и зигзагами (8 -10 раз).
Прыжки с ноги на ногу дают особенно большой эффект, поскольку эти движения очень похожи на бег. Разница только в том, что каждый шаг сопровождается энергичным прыжком. Эти упражнения выполняются обычно на дистанции 20-30 м. В зависимости от поставленной цели можно добиваться различных результатов. Быстрое преодоление дистанции содействует прежде всего развитию быстроты, а прыжки на большое расстояние способствуют выработке у учащихся скоростно-силовых качеств.
В тренировочные занятия очень полезно включать также различные гимнастические упражнения на развитие гибкости и других физических качеств:
1. Лежа на спине, ноги вверх, движения ногами, как при беге.
2. Круговые вращения руками вперед и назад.
3. Наклоны туловища вперед, назад, влево, вправо: при выпрямлении - вдох, при наклоне - выдох.
4. В стойке на лопатках - разведение и сведение ног.
5. Пружинистые наклоны вперед сидя и стоя. Ноги в коленных суставах не сгибать.
6. Наклоны назад до касания руками пяток из положения стоя, ноги на ширине плеч.
7. Выпрямление опорной ноги из исходного положения стоя согнутой ногой на рейке гимнастической стенки, другая нога свободно опущена, руками держась за рейку выше плеч.
8. Упражнения на растягивание мышц ног в переднезаднем направлении.
9. Упражнения, развивающие подвижность тазобедренных суставов с целью увеличения длины шага.
Для снятия излишней напряженности в беге - на тренировочных занятиях необходимо применять семенящий бег мелкими, но максимально быстрыми свободными шагами, бег с забрасыванием пятки, голени назад, пружинистый бег и другие беговые упражнения. Лучше всего эти упражнения чередовать с бегом с ускорением. При этом необходимо следить за постепенным наращиванием скорости и за техникой выполнения бега маховым шагом. Когда учащийся овладеет техникой бега, у него появится свобода движений и выработается так называемое чувство бега.
Достижение высоких спортивных результатов в легкой атлетике во многом обусловлено рациональной технической подготовкой спортсменов. В процессе обучения технике легкоатлетических упражнений уровень ее изменяется от элементарной техники новичка до совершенной техники мастера спорта.
В процессе обучения технике видов легкой атлетики необходимо решить несколько задач.
Общепедагогические задачи направлены на формирование нравственного сознания и поведения, волевых качеств, трудолюбия, самовоспитания, эстетического и эмоционального развития личности.
Оздоровительные задачи направлены на укрепление здоровья, профилактику травматизма, содействие правильному физическому развитию.
Прикладные задачи направлены на формирование необходимых представлений, знаний, двигательных умений и навыков.
Специфические образовательные задачи направлены на формирование знаний, умений и навыков управления относительно простыми движениями, необходимыми для овладения основами техники изучаемого легкоатлетического вида, на приобретение студентами вузов умений преподавания видов легкой атлетики.
Учитывая структурную сложность техники видов легкой атлетики, ведущими методами их освоения является разучивание упражнений по частям с последовательным сведением их в целое.
По мере роста физических и двигательных возможностей занимающихся может применяться метод целостного упражнения для совершенствования отдельных элементов, создания необходимого ритма.
Для младших школьников при сравнительно малом понимании ими своих ощущений подходит наглядный метод. Применение этого метода требует от преподавателя умения образцово демонстрировать детали техники и подводящие упражнения. В крайнем случае, можно продемонстрировать учебный фильм или видеосъемку. Для учащихся старших классов и студентов, в связи со способностью длительно концентрировать свое внимание, предпочтителен метод объяснения. Все рассматриваемые методы обучения тесно связаны друг с другом, но на определенных этапах какой-то из них становится преобладающим.
Для облегчения обучения сложное упражнение, т.е. целостное действие, разделяют на фазы, выделяя главную фазу в цепочке движений, которой подчиняются все остальные. Главной фазой в ходьбе, беге и прыжках является фаза отталкивания, в метаниях - финальное усилие и выпуск снаряда. С обучения этим основным движениям обычно и начинается овладение техникой легкоатлетических видов. После этого следует переходить к изучению вспомогательных фаз и деталей техники, постепенно усложняя само упражнение и условие выполнения.
При обучении каждому упражнению в различных видах легкой атлетики внимание занимающихся следует обращать на отдельные стороны движения в определенной последовательности. Вначале овладеть правильным исходным положением, установить, какие части тела участвуют в выполнении движений, уточнить направление движений. После этого следует добиться согласованности в движениях по оптимальной амплитуде на небольшой скорости. Затем можно постепенно увеличивать быстроту движений и выполнять их с нарастающей силой. Такое последовательное овладение основными сторонами движения позволяет конкретно ставить частные задачи и использовать разнообразные методические приемы при обучении технике легкоатлетических упражнений.
На занятиях легкой атлетикой учитель или преподаватель организует выполнение упражнений фронтальным методом (все одновременно), групповым (последовательно, группами), индивидуальным (поочередно, друг за другом). С целью начального обучения следует применять фронтальный метод, реже групповой. Индивидуальный метод применяется на этапе совершенствования.
Типовая схема методики обучения. При обучении технике легкоатлетических упражнений можно использовать общие педагогические положения в типовой схеме:
1 Задача: создать правильное представление о рациональной технике данного легкоатлетического упражнения.
Средства: 1. Рассказ о технике упражнения, с объяснением основных закономерностей и условий его выполнения. 2. Демонстрация техники (показ или иллюстрация техники с помощью наглядных пособий) в соответствии с правилами соревнований. 3. Опробование элементов или упражнений в целом в облегченных условиях.
2 Задача: научить технике основного звена упражнения, его фазам и технике упражнения в целом с учетом индивидуальных особенностей занимающихся.
Средства: 1. Выполнение специально-подводящих упражнений для овладения основными элементами техники изучаемого вида. 2. Выполнение специально-подготовительных упражнений для развития физических качеств применительно к конкретному виду легкой атлетики. 3. Ознакомление с особенностями выполнения упражнения каждым занимающимся с целью определения основных недостатков и путей их устранения.
3 Задача: совершенствование техники избранного вида легкой атлетики.
Средства: 1. Выполнение изучаемого упражнения в соответствии с правилами соревнований. 2. Выполнение специально-подводящих упражнений для развития физических качеств и техники движений. 3. Выполнение основного упражнения в затрудненных условиях.
Овладение легкоатлетическими упражнениями должно начинаться с наиболее доступных видов, таких как ходьба и бег , которые способствуют развитию физических качеств легкоатлета и необходимых навыков, на основе которых можно изучать более сложные виды легкой атлетики. Изучение целесообразно начинать с овладения правильной техникой бегового шага в беге на средние и длинные дистанции. Затем следует переходить к изучению бега на короткие дистанции с учетом особенностей бега со старта, на вираже, на финише и т.д. Далее можно изучать технику эстафетного бега, бега с барьерами, препятствиями.
Обучение технике легкоатлетических прыжков можно начинать с прыжка в высоту , который дает возможность лучше овладеть толчком в сочетании со скоростью разбега. Затем приступают к изучению прыжка в длину с разбега с активным отталкиванием. Более технически сложные виды прыжков - тройной прыжок с разбега и прыжок с шестом требуют более высокого уровня специальной подготовки занимающихся. Этим видам обучают тогда, когда пройдены прыжки в длину и высоту.
При обучении технике метаний необходимо овладеть броском (толчком) снаряда, выполняемым с ускорением от начала разбега к заключительной фазе финального усилия, т.е. с определенным ритмом движения. Обучение технике метаний следует начинать с выполнения бросковых упражнений общего характера с использованием снарядов различного веса. После этого можно переходить к овладению техникой толкания ядра, метания мяча, гранаты, копья, молота, диска.
На начальном этапе обучения решаются задачи овладения основами рациональной спортивной техники. При этом у занимающихся создается общее представление о. технике изучаемого вида, формируется умение выполнять двигательное действие в элементарной форме. На этапе совершенствования спортивная техника доводится до относительно высокого уровня. При этом детализированно осваивается двигательное действие по его пространствен-ным; временным и динамическим характеристикам. Занимающиеся учатся углубленно понимать и анализировать закономерности спортивной техники.
Следует отметить, что двигательные навыки и умения не всегда формируются параллельно развитию физических качеств. Поэтому спортивную технику следует рассматривать в тесной взаимосвязи с уровнем развития физических качеств занимающихся. На занятиях по обучению технике легкоатлетических видов преподаватель использует три главных метода: объяснение, показ и непосредственную помощь. Кроме того, применяются словесный метод, методы наглядности упражнений, использования технических средств обучения, срочной информации о параметрах движений, идеомоторный и соревновательный.
Словесный метод помогает осмыслить движение, создать представление о нем, о его характере, направлениях, усилиях. При помощи слова объединяются все средства, методы и приемы обучения. Преподавателю следует избегать многословных длинных объяснений, применять короткие и четкие формулировки, акцентируя внимание на том, что необходимо делать при решении данной задачи, не забегая далеко вперед. По мере овладения спортивной техникой объяснения становятся все более глубокими, охватывают все больше деталей.
Метод наглядности в обучении технике предполагает образцовый показ, который позволяет занимающимся составить целостную картину выполнения упражнения. Показ осуществляет обычно преподаватель или один из занимающихся, хорошо владеющий техникой изучаемого вида. Рекомендуется также демонстрация кинограмм, плакатов, учебных кинофильмов, рисунков и фотоснимков. Показывая технику упражнения, преподаватель должен обязательно обращать внимание на смысловую сторону действия, обеспечивая представление демонстрируемого упражнения как решение определенной двигательной задачи.
Занимающиеся овладевают спортивной техникой разными способами, но прежде всего используя дополняющие друг друга методы выполнения упражнения в целом (метод целостного упражнения) и по частям (метод расчлененного упражнения). Следует отметить, что метод расчлененного упражнения применяется в основном с целью совершенствования и закрепления отдельных частей и элементов целого. Причем отдельно усвоенные движения только тогда легко сочетаются с целостным действием, когда соответствуют его структуре.
Для повышения эффективности процесса обучения можно использовать приемы, облегчающие условия выполнения изучаемых движений (сокращение дистанций в беге, снижение высоты препятствий, уменьшение веса снарядов), Однако следует учитывать, что применение облегченных условий должно носить временный характер, так как в противном случае у занимающихся могут закрепляться не совсем правильные навыки движений.
При решении различных задач обучения технике легкоатлетических упражнений широко применяются различные имитационные упражнения, внешние ориентиры направления и амплитуды движений, временное отключение одного из анализаторов с целью стимулирования работы других, переключение внимания занимающихся и другие приемы. Более быстрому овладению совершенной техникой бега, прыжков и метаний способствуют специальные подводящие упражнения, имеющие по структуре сходство с основными легкоатлетическими упражнениями.
Важнейшим условием успешного овладения техникой является способность занимающихся видеть свои ошибки, анализировать и находить причины их появления. Оценивать правильность выполнения упражнения должен уметь сам занимающийся, это повышает его активность в процессе обучения. Но все же главное - это педагогическое мастерство преподавателя, его умение организовать обучение, применить наиболее эффективные средства и методы, возможно раньше обнаружить ошибки и выявить причины их появления
Для эффективного исправления ошибок очень важно правильно установить причину их возникновения. Такими причинами могут быть: а) повышенная возбудимость занимающихся; б) состояние утомления; в) плохая подвижность в суставах; г) недостаточное развитие двигательных качеств; д) неясное представление о выполняемом упражнении; е) неправильное выполнение предыдущих действий; ж) сознательное вмешательство "в детали движений, которые обычно выполняются автоматически, и др. При наличии нескольких ошибок, допускаемых одновременно, необходимо установить главную, с исправлением которой могут быть устранены и остальные.
Министерство образования Российской Федерации Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Тверской Государственный Университет Экономический факультет Реферат по дисциплине Физическое воспитаниена тему Методика обучения лгкой атлетике Выполнил студент группы 19 Ряснянский М.А. Проверил преподаватель Титкова И.А. Тверь 2003 СОДЕРЖАНИЕ Стр. Введение31 Методика бега на короткие дистанции1.1 Низкий старт и стартовый разбег1.2 Низкий старт на вираже6 1.3 Бег по дистанции7 1.4 Бег по виражу1.5 Финиширование2 Методика прыжков в длину2.1 Прыжок в длину согнув ноги10 2.2 Полт2.3 Приземление3 Методика работы с метательными снарядами14 3.1 Упражнения с малыми мячами3.2 Метание гранаты мяча14 Заключение18 Список используемой литературы19 Введение Легкая атлетика вид спорта, объединяющий естественные для человека физические упражнения бег, прыжки, метания.
В тоже время легкая атлетика является научно-педагогической дисциплиной.
Она имеет свою теорию, рассматривающую вопросы техники, тактики, тренировки, обучение. Легкая атлетика основывается на ряде смежных наук физиологии, психологии, анатомии, биомеханике, медицине и др. Легкая атлетика включает в себя пять видов упражнений ходьбу, бег, прыжки, метания и многоборье.
ХОДЬБА естественный способ передвижения человека. Спортивная ходьба отличается от обычной как большой скоростью, так и своеобразной техникой, которая обеспечивает значительную быстроту и экономичность движения. При систематических занятиях спортивной ходьбой активизируется деятельность сердечно-сосудистой дыхательной и других систем организма, вырабатываются ценные качества целенаправленность, упорство. Умение переносить трудности. Бороться с утомлением, неизбежно возникающим в процессе длительных соревнований.
Спортивная ходьба классифицируется в зависимости от места проведения соревнований дорожка стадиона, дороги, шоссе. На стадионе cкороходы соревнуются на дистанциях 3,5,10,20,50км и в часовой ходьбе, а по шоссе на 15,20,25,30 и 50 км. Участники соревнования обязаны придерживаться определенных правил, главное из которых постоянный контакт спортсмена с дорожкой опора одной или обеими стопами. При появлении БЕЗОПОРНОГО ПОЛОЖЕНИЯ, когда спортсмен фактически переходит на бег, согласно правилам, он снимается с соревнований.
БЕГ является основой, главным видом легкой атлетики. Обычно именно бег бывает центральной частью всех соревнований. Кроме того, бег входит составной частью во многие другие легкоатлетические упражнения, также, как прыжки в длину, в высоту и с шестом, метание копья. Бег, в зависимости от его характера, различно влияет на организм человека. Медленный бег длительный в парке или лесу бег трусцой имеет преимущественно гигиеническое, оздоровительное значение.
Быстрый бег, спринтерский бег способствует совершенствованию скоростно-силовых качеств. Бег на средние и длинные дистанции выносливость. Барьерный бег ловкость, способность к высокой координации движений. Бег подразделяется на гладкий, по пересеченной местности, эстафетный, с искусственными препятствиями. ПРЫЖКИ подразделяются по своему назначению в длину, в высоту. Они выполняются с места и с разбега. Прыжки с места не включены в соревнования, а используются как средство тренировки в качестве тестов для определения уровня физической подготовки. Прыжки выполняются различными способами и вариантами.
Прыжки в длину способом согнув ноги, прогнувшись, ножницами в высоту перешагиванием, перекатом, волной перекидным, фостери-флоп. Например, в способе перекат несколько вариантов - он может выполняться с нырком за планку и без него, переходя планку боком и спиной, приземляясь на толчковую и маховую ногу и т.д. Тройной прыжок состоит из последовательно выполняющихся скачка, шага и прыжка. Прыжок с шестом совершается с помощью движущейся опоры шеста.
Прыжки способствуют развитию скоротно-силовых качеств разностороннему развитию человека. Они воспитывают скорость, ловкость и смелость, умение ориентироваться в пространстве и владеть своим телом. МЕТАНИЯ это упражнение скоростно силового характера целью которых являются перемещение снарядов в пространстве на возможно большее расстояние. Метание характеризуется мощными, кратковременными взрывными усилиями.
Занятия метаниями развивают прежде всего силу, совершенствует качества быстроту, ловкость, координацию движений. Метания классифицируются в зависимости от характера разбега, способа держания снаряда. С разгона снаряда вращением метают диск, молот. Со скачка производится толкание ядра. С разбега метание копья, гранаты, мяча. МНОГОБОРЬЕ состоит из нескольких видов Л.А. Называют многоборье по количеству входящих в них видов. 7-ми борье, 10-ти борье. 1.
Методика бега на короткие дистанции
Методика бега на короткие дистанции Для удобства изучения технику бега принято условно подразделять на 4 части старт, стартовый разбег, бег по дистанции и финиширование. 1.1
Низкий старт и стартовый разбег
Для лучшего упора ногами при старте применяется стартовый станок или к... В последнюю очередь он ставит руки перед стартовой линией на ширине пл... Независимо от расстановки колодок и антропометрических данных спринтер... Методика 1 Бег из различных положений высокого старта, 15 - 20 м. стать лицом к финишу, ноги вместе, руки свободно вдоль туловища.
Низкий старт на вираже
Следует контролировать правильное распределение веса тела на 4 опорные... Расположение плеч относительно стартовой линии и таза относительно пле... бегун смотрит на финиш, спина прогнута 2 Руки согнуты, центр тяжести с... 1.3 БЕГ ПО ДИСТАНЦИИ Техника Набрав максимальную скорости, бегун стрем... Методические указания Все беговые упражнения и ускорения выполнять без...
Бег по виражу
Повторить ускорение с различной скоростью при входе и выходе из виража... 1.5 ФИНИШИРОВАНИЕ Финиширование это усилия бегуна на последних метрах... То же, в спокойном и быстром беге 3. Финиширование плечом со средней и максимальной скоростью Методические... Финиширование прыжком 2.
Методика прыжков в длину
Методика прыжков в длину 2.1
Прыжок в длину согнув ноги
Эстафеты с преодолением горизонтальных препятствий. Методические указа... Прыжки в длину с тумбы 30 см. Отталкивание должно быть направлено вперед-вверх. 2.2 Полт После вылета туловище находится примерно в положении, что и п... Методика 1.
Упражнения с малыми мячами
Броски мяча вверх правой рукой, ловля левой, и наоборот. 6. 7. То же, но расстояние между партнерами увеличивается. 15.
Метание гранаты мяча
Бросок мяча кистью руки вниз перед собой. Выполнить метание гранаты с места из-за головы, заканчивая кистью и вр... На счет раз рука с мячом отводится назад на уровне плеча, правая нога... Стоя левым боком. Заканчивая четвертый шаг, метатель принимает исходное положение для вы...
Заключение
Заключение Легкоатлетические упражнения имеют оздоровительное значение.
Занятия производятся на воздухе, упражнения воздействуют на все группы мышц укрепляют двигательный аппарат, улучшают деятельность дыхательных органов, сердечно-сосудистой системы. Таким образом, с помощью легкоатлетического упражнения решаются задачи гармонического, разностороннего физического развития человека. Особенно большое значение имеет легкая атлетика для формирования растущего организма, физического воспитания подрастающего поколения. Немаловажное значение имеет большая прикладность легкой атлетики.
Прикладность определяется тем, на сколько приобретенные с его помощью качества и навыки могут быть полезны в жизни и в практической деятельности. Здесь легкая атлетика не имеет себе равных. Качества выносливость, сила, быстрота, ловкость, гибкость умение преодолевать трудности. Навыки бег, прыжки, метания. Очень широко используются в трудовой деятельности, так и военном деле. Воспитательное значение заключается в том, что занятия легкой атлетикой формируют характер, закаляют волю человека, приучат его не боятся трудностей, а смело их преодолевать.
Систематические тренировки подготовка к соревнованиям, достижение достаточно высоких спортивных результатов не возможно без соблюдения правильного режима, воздержание от алкогольных напитков и изменений питания. Занятия легкой атлетикой в коллективе, участие в командных соревнованиях воспитывает чувство коллективизма, ответственность за полученное дело. Образовательное значение приобретаются полезные навыки и знания из области построения и планирования занятий по спорту, режима питания.
Что будем делать с полученным материалом:
Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях: